Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+6
+
+

Пожнешь бурю

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  13.09.2010 - 09:18
Классификация:  Кино 

Захватывающая судебная драма по пьесе Джерома Лоуренса и Роберта И.Ли. Летом 1925 года в штате Теннесси состоялся один из самых зрелищных и смехотворных судебных процессов в истории американской юриспруденции. Учитель по имени Джон Т.Скоупс был арестован за преподавание учения Дарвина. Обвинителем Скоупса был столп фундаментализма Уильям Дженнингс Брайан, а защитником — проповедник либерального образа мышления Клэренс Дэрроу. Имена исторических лиц в картине изменены, но сами они очень и очень узнаваемы. Фильм остро обнажает фарсовость "Обезьяньего процесса". Этот фильм единственный, где Трэйси и Марч играют вместе. Жена Марча в реальной жизни Флоренс Элдридж играет его супругу и на экране, а Хэрри Морган создал прекрасный образ судьи. Большая часть диалога перенесена из популярной бродвейской пьесы Лоуренса и Ли, где впервые были заняты Пол Муни и Эд Бегли. Актер Фредрик Марч получил приз, а фильм был номинирован на главный приз на МКФ в Западном Берлине в 1960 году. Номинации на "Оскар" за лучшего актера (Спенсер Трэйси), лучший адаптированный сценарий (Хэролд Джейкоб Смит), лучшую черно-белую операторскую работу (Эрнест Лазло) и лучший монтаж (Фредерик Кнудтсон). (М. Иванов)

драма

*Режиссер: Стэнли Крамер

#

* Сценарий: Хэролд Джейкоб Смит, Нэйтэн И. Даглас, Джером Лоуренс (произведение), Роберт И. Ли (произведение)

#

* Продюсер: Стэнли Крамер

#

* Оператор: Эрнест Лазло

#

* В ролях: Фредрик Марч, Дик Йорк, Донна Андерсон, Флоренс Элдридж, Эллиотт Рид

Добавить комментарий (всего 3)

Сегодня, 12 февраля - день рождения Чарльза Дарвина. Если бы не он и не такие, как он, ученые - ходили бы мы темными и по сей день.

В.А.Неделин - "СТЭНЛИ КРЕЙМЕР", М: "Искусство", 1970. "Фильм отнюдь не исторический: в деле учителя Скопа, которого судили за преподавание учения Дарвина, авторы раскрывают первоэлементы той охоты на ведьм, которая в годы маккартизма стала бедствием, поразившим жизнь всей страны. В нём раскрыт механизм превращения американского суда в судилище, дающее, как отмечал историк Г. Аптекер (? - С_С_Н) возможность демагогам и мракобесам линчевать кого угодно и как угодно. Исторический материал получал аллегорическое истолкование. Это делало близость героев к ист. прототипам совершенно необязательной. Более того, отсюда вытекала необходимость переосмысления личности главного героя. Он должен чисто по-человечески быть ближе к зрителю, убедить его, что борьба за правду - дело не титанов, а просто честных людей. В Кларенсе Дарроу было больше от титана, в Генри Драммонде - от человека. Постепенно от диспута по тёмным местам Библии переходящий к исповеди обвинителя, он не даёт прижатому к стене охотнику за ведьмами уйти от вопроса: во что же ты веруешь? и что это за вера? Потому что доморощенное мракобесие обитателей Хиллсборо - не столько от веры, сколько от доверчивости. Если мы вглядимся в лица этих кликуш, то увидим: это всё та-же тётушка Полли со страниц Марка Твена. Так что суд судом, а до "распни его" дело, пожалуй и не дойдёт. Для того, чтобы убогий фарс превратился в драму, нужно было, чтобы на провинциальной сцене появился первоклассный премьер. И Мэтью Гаррисон Брэйди понимал это и потому приехал в Хиллсборо. В исполнении Фредрика Марча это не фанатик, а демагог, умеющий распалять толпу с самым невинным видом. Человек высокообразованный, большой культуры, умный и со вкусом, он прекрасно понимает: это хорошо в своём кругу, но карьеры этим не сделаешь. Его рекламный демократизм очень выигрышен ибо льстит обывателю в человеке высокого положения. И процесс выигран им ещё до вступления в зал суда. Перелом в его ходе возникает, однако, тогда, когда Драммонд, понимая, что как адвокату ему терять нечего, выложит судьям всё, что о них думает. И вот суд свернул с обкатанной колеи и начинается поединок. Нужно вытянуть из Брейди его заветное, сокровенное "Я", вникать в которое он и сам избегает. Нужно! - чтобы излечить тётушку Полли от преклонения перед ним, так как к участию в обезьяньем процессе её привела вера не в Бога, а в Мэтью Гаррисона Брэйди. И Драммонд выколотил из него признание: верю, потому что хочу верить. Да, он облекает себя полномочиями пророка потому, что ему это выгодно. Этого тётушка Полли из зала суда не знала. А раз выяснено, что король голый, вопросов, говорит Генри Драммонд, больше нет. А затем он остаётся один в опустевшем зале. Глубоко задумавшийся. Появляется Хорнбек. Однако последняя сцена с Хорнбеком, при всём её огромном внутреннем наполнении - не финал. Этот редкой [кинематографической] красоты финал начинается после ухода Хорнбека, когда Драммонд, стоя к зрителю спиной, собирает со стола бумаги. Медленно, тяжело ступая, идёт он к нам, а женский голос тихо запевает за кадром молитвенно-торжественный гимн. Мы слышим его таким, как звучит он в душе Генри Драммонда."

2) Диалог 2006 г.. Ведут: автор этих строк ("Я") и молодой преподаватель, только что приступивший к работе после окончания 1) Елабужского Педагогического, 2) какого-то медресе в Челнах ("Он"). Он: что вы думаете о теории эволюции Дарвина? Я: Ничего не думаю. Он: Но она-же неверна! Я: Возможно ... Он: Но её же в университетах преподают! Я: Я не могу повлиять на эту ситуацию. [Пауза.] Он: Ну как можно быть нейтральным, когда дарвинисты так агрессивны! Я: Да вот так и можно. Я же в этом некомпетентен. Спорят разные школы биологов, а я школьную биологию забыл, когда вас, коллега, ещё на свете не было. Он (обрадованно): Так давайте, я вам литературу дам. Я: С удовольствием. Он: [Достаёт откуда-то большого формата книгу: "Тахир Яхъя, ВЕЛИКОЛЕПИЕ ПОВСЮДУ".] Вот! С возвратом, конечно, но читать можете сколько потребуется. Я: Ну возьмите и вы у меня что-нибудь почитать. [Роясь в бумагах, нахожу завалявшуюся ксерокопию: "шейх Л.Тираспольский, МОЖНО ЛИ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ СУФИЗМ." ("Наука и религия", 1996, n.2 (?)).] Он: Ещё я евреев не читал!! Я: ??? Он: Ну даже если русский - какое он имеет право рассуждать об Исламе! [Немая сцена.] Вспоминая сейчас этот диалог под впечатлением левацкой пропаганды на данном форуме ("Борьба с религией - священный долг каждого коммуниста" - примерно так, кажется (и т. п.)), думаю - прав ли я был тогда, что сюсюкал с этим пеньком? Может, стоило рубануть ему в духе "Настольной книги атеиста" (М.: ИПЛ, 1985)? Но - нет, нет! Я действительно некомпетентен. Вот лучше вы к нам приезжайте. Вы - истинные коммунисты из РКРП, КПРФ(Л) и т.п. (к зюгановцам не обращаюсь - куплены на корню). С курсом лекций приезжайте - типа "О вреде религий, лицемерии служителей культов и задачах пролетариата СССР в сегодняшней ситуации". Это было бы что-то типа комс. десанта 30-х годов. Ведь среди пишущих на этот форум есть кандидаты во всякие науки, коим я не являюсь. А в перспективе - не только к нам. В Бишкек! В Талгар! В Кзыл-Орду! Потому что в революционизации сознания масс, по моему скромному мнению, живое слово - самое главное. Ну, вспомним Ленина на броневике. И оно не заменит ни КТВ-шных агиток типа "Верующих", ни массовую рассылку SMS левого содержания, пропагандируемую кем-то на этом форуме.