Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+55
+
+

Коммунизм в одной стране. "Беседы о коммунизме" №7

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  30.10.2015 - 18:10

Цикл бесед о том, как будет устроено коммунистическое общество. В беседе №7:
- возможно ли построение коммунизма в одной взятой стране?
- как молодому государству рабочих и крестьян оградить граждан от тлетворного влияния пропаганды буржуазного окружения?
- эффективно ли повторение в этом плане опыта СССР с т.н. "железным занавесом", ограничением граждан на выезд в капстраны, запретом вещания СМИ антисоветского содержания?

Мнение профессора Михаила Васильевича Попова, доктора философских наук, президента Фонда рабочей академии.

Ленинградское интернет-телевидение

Добавить комментарий (всего 108)   ‹ Более старые

Кстати, Герберт Уэллс дважды посещал Советскую Россию, в 1920 году и в 1934. Очень понравилось его эссе "Россия во мгле".

«Профсоюзы, по месту их в системе диктатуры пролетариата, стоят, если можно так выразиться, между партией и государственной властью. При переходе к социализму неизбежна диктатура пролетариата, но поголовной организацией промышленных рабочих не осуществляется эта диктатура. Почему? Мы можем об этом прочесть в тезисах II конгресса Коминтерна о роли политической партии вообще. Здесь я не буду на этом останавливаться. Получается такая вещь, что партия, так сказать, вбирает в себя авангард пролетариата, и этот авангард осуществляет диктатуру пролетариата. И, не имея такого фундамента, как профсоюзы, нельзя осуществлять диктатуру, нельзя выполнять государственные функции. Осуществлять же их приходится через ряд особых учреждений опять-таки нового какого-то типа, именно: через советский аппарат. В чем своеобразность этого положения в отношении практических выводов? В том, что профсоюзы создают связь авангарда с массами, профсоюзы повседневной работой убеждают массы, массы того класса, который один только в состоянии перевести нас от капитализма к коммунизму. Это с одной стороны. С другой стороны, профсоюзы - «резервуар» государственной власти. Вот что такое профсоюзы в период переходный от капитализма к коммунизму. Вообще нельзя осуществить этот переход, не имея главенства того класса, который один только воспитан капитализмом для крупного производства и один только оторван от интересов мелкого собственника. Но диктатуру пролетариата через его поголовную организацию осуществить нельзя. Ибо не только у нас, в одной из самых отсталых капиталистических стран, но и во всех других капиталистических странах пролетариат все еще так раздроблен, так принижен, так подкуплен кое-где (именно империализмом в отдельных странах), что поголовная организация пролетариата диктатуры его осуществить непосредственно не может. Диктатуру может осуществлять только тот авангард, который вобрал в себя революционную энергию класса. Таким образом, получается как бы ряд зубчатых колес. И таков механизм самой основы диктатуры пролетариата, самой сущности перехода от капитализма к коммунизму. Уже отсюда видно, что когда в первом тезисе т. Троцкий говорит, указывая на «идейную сумятицу», о кризисе специально и именно профсоюзов, то тут в основном есть нечто принципиально неверное. Если говорить о кризисе, то можно говорить о нем лишь после анализа политического момента. «Идейная сумятица» получается именно у Троцкого, потому что он как раз в основном вопросе о роли профсоюзов, с точки зрения перехода от капитализма к коммунизму, упустил из виду, не учел того, что здесь имеется сложная система нескольких зубчатых колес и не может быть простой системы, ибо нельзя осуществлять диктатуры пролетариата через поголовно организованный пролетариат. Нельзя осуществлять диктатуру без нескольких «приводов» от авангарда к массе передового класса, от него к массе трудящихся. В России эта масса крестьянская, в других странах такой массы нет, но даже в самых передовых странах есть масса непролетарская или не чисто пролетарская. Уже отсюда идейная путаница действительно выходит. Троцкий только напрасно в ней обвиняет других.» http://www.uaio.ru/vil/42.htm стр.203-205

М.В. Попов тиражирует советские идеологические штампы,даже не удосужившись вникнуть в суть дела. Где он увидел противоречие между выводами Маркса,Энгельса и Ленина о построении коммунизма?

1) "...факт существования «лишённой собственности» массы обнаруживается одновременно у всех народов (всеобщая конкуренция), — каждый из этих народов становится зависимым от переворотов у других народов, — и, наконец, местно-ограниченные индивиды сменяются индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными. Без этого 1) коммунизм мог бы существовать только как нечто местное, 2) самые силы общения не могли бы развиться в качестве универсальных, а поэтому невыносимых сил: они остались бы на стадии домашних и окружённых суеверием «обстоятельств», и 3) всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм. Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведённое «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения". ( Маркс,Энгельс "Немецкая идеология" т.3,стр.34 )

2) "...Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, - пока полная победа коммунизма не приведет к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства. Как самостоятельный лозунг, лозунг Соединенные Штаты мира был бы, однако, едва ли правилен, во-первых, потому, что он сливается с социализмом; во-вторых, потому, что он мог бы породить неправильное толкование о невозможности победы социализма в одной стране и об отношении такой страны к остальным.

Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране.

...Невозможно свободное объединение наций в социализме без более или менее долгой, упорной борьбы социалистических республик с отсталыми государствами". ( В.И.Ленин "О ЛОЗУНГЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ЕВРОПЫ" т.26,стр.354-355 )

Вопрос профессору: это с какими "отсталыми государствами" вел упорную борьбу СССР? А может наоборт отсталость царской России толкнула её народ на революцию?

"...полная безвыходность положения, удесятеряя тем силы рабочих и крестьян, открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации, чем во всех остальных западноевропейских государствах. ... Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы". ( В.И.Ленин "О НАШЕЙ РЕВОЛЮЦИИ" )

"...Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда". ( В.И.Ленин "ВЕЛИКИЙ ПОЧИН" т.39,стр.21 )

Вывод:

Пока создавали в СССР ЭКОНОМИЧЕСКИЕ предпосылки для социализма, потеряли ПОЛИТИЧЕСКУЮ предпосылку - диктатуру пролетариата ( сущность которой - выборы в Советы по "заводам и фабрикам",точнее среди наемных рабочих материальной сферы производства,т.е. среди пролетариата ).

Если бы Вы внимательно и последовательно изучили труды Ленина, то Вы бы заметили, что жизнь всегда вносит свои коррективы в любые теоретические планы, какими хорошими бы они не были.

"...Распустить совнархозы и главки мы не можем. Когда говорят, что у нас есть недоверие к рабочему классу, что мы не пускаем рабочих в руководящие органы, это — сплошная неправда. Всякого сколько-нибудь сносного администратора из рабочих мы ищем и рады взять, мы его испытываем. Ведь если партия не верит рабочему классу и не пускает рабочих на ответственные посты, нужно такую партию долой, — уж договаривайте до конца! Я указывал, что это — неправда: мы изнемогаем от недостатка сил, малейшую помощь сколько-нибудь дельного человека, — а из рабочих втройне, — мы берем обеими руками. Но у нас таковых нет. На этой почве является анархия. Тут надо поддержать борьбу с бюрократизмом, — а на это нужны сотни тысяч людей...", (Ленин, ПСС. т. 43, с 48.).

Да и преодоление тред-юнионизма рабочих, особенно при отсутствии должного количества преподавателей марксизма, дело долгое и трудное.

Вот яркий пример, как трудно было неграмотным рабочим осуществлять контроль над хитрыми и грамотными мелко-буржуазными элементами (например, царскими бюрократами), которых вынуждены были использовать большевики в управлении государственными механизмами и предприятиями из-за острого недостатка управленческих кадров:

"Вы пишете:

«Самодеятельность масс возможна лишь тогда, когда мы сотрем с лица земли тот нарыв, который называется бюрократическими главками и центрами».

Я хотя и не бывал на местах, но знаю этот бюрократизм и весь его вред. Ваша ошибка — думать, что его можно, как «нарыв», сразу уничтожить, «стереть с лица земли».

Это ошибка. Можно прогнать царя, — прогнать помещиков, — прогнать капиталистов. Мы это сделали. Но нельзя «прогнать» бюрократизм в крестьянской стране, нельзя «стереть с лица земли». Можно лишь медленным, упорным трудом его уменьшать.

«Сбросить» «бюрократический нарыв», как Вы в другом месте выражаетесь, — это неверно в самой постановке вопроса. Это — непонимание вопроса» «Сбросить» нарыв такого рода нельзя. Его можно лишь лечить. Хирургия в этом случае абсурд, невозможность; только медленное лечение — все остальное шарлатанство или наивность.

Вы именно наивны, извините меня за откровенность. Но Вы сами пишете о своей молодости.

Наивно махать рукой на лечение, ссылаясь на то, что Вы 2—3 раза пробовали бороться с бюрократами и потерпели поражение. Во-первых, отвечаю я на этот неудачный Ваш опыт, — во-1-х, надо не 2—3, а 20— 30 раз пробовать, повторять, начинать сначала.

Во-2-х, где доказано, что Вы правильно боролись, искусно? Бюрократы — ловкачи, многие мерзавцы из них — архипройдохи. Их голыми руками не возьмешь. Правильно ли Вы боролись? по всем ли правилам военного искусства окружили «врага»? Я не знаю.

На Энгельса ссылаетесь зря. Не подсказал ли Вам какой «интеллигент» этой ссылки? Зряшная ссылка, если не хуже еще, чем зряшная. Пахнет доктринерством. Похоже на отчаяние. А нам отчаиваться либо смешно, либо позорно.

Борьба с бюрократизмом в крестьянской и архиистощенной стране требует долгого времени, и надо эту борьбу вести настойчиво, не падая духом от первой неудачи.

«Главки» «сбросить»? Пустяки. Что вы поставите вместо них? Вы этого не знаете. Не сбрасывать, а чистить, лечить, лечить и чистить десять и сто раз. И не падать духом.

Если будете читать свой доклад (я абсолютно не возражаю против этого), прочтите и мое письмо к Вам, пожалуйста.

Жму руку и прошу не допускать в себя «духа уныния».

Ленин, Написано 16 мая 1921 г.",(ПСС, т. 52, с. 194).

Выражаю полное согласие с суждением М.В.Попова.

От себя хотел бы добавить следующее:

1) Переходить на коммунистический путь развития могут любые страны по двум вариантам – либо самостоятельно, либо дружественной группой стран. Главное условие такого перехода - самодостаточность экономического развития для каждого из указанных вариантов.

2) Отдельная страна или дружественная группа стран, ставшие на путь коммунистического развития и находящиеся в полном окружении капиталистического мира, вынуждены и обязаны использовать такое осложненное положение для организации экономического соревнования с враждебной системой. Пренебрежение таким требованием способствует неправильной организации общественного развития.

3) Применительно к СССР «железный занавес» по отношению к капстранам существовал и был вынужденной мерой, поскольку из-за неправильной экономической политики после сталинского периода он все более начал ощущать себя в капиталистическом обозе, тем терял уверенность и формы пропаганды своей системы. Шел процесс сползания к капитализму.

4) Правильность развития советской экономики может подтвердиться только тогда, когда «стальной занавес» переместится (он неизбежен на первых порах становления социалистического государства) со своей территории на территорию неприятеля.

А теперь о некоторых деталях.

Применительно к ПЕРВОМУ пункту замечу, что СССР выстоял не только из-за революционной ситуации в стране, но и из-за наличия богатейшей сырьевой базы. Для таких естественных возможностей требовалось только приложить человеческую энергию. Большевики ею вполне обладали, а потому и выстояли. Вполне очевидно, что без первого условия возможности второго крайне усложняются и сопряжены с невероятными издержками в общественном процессе.

Применительно к ВТОРОМУ пункту замечу, что, например, кубинский министр экономики Че Гевара пытался ввести показатель сравнивания внутренних цен с среднемировыми ценами, доказал методологически такую возможность, но его не поддержали. В результате Куба не смогла надлежаще настроить свою экономическую политику.

Применительно к ТРЕТЬЕМУ пункту замечу, что Советский Союз всегда производил очень качественные продукты первой необходимости (особенно для детей), чем проявлял неподдельную заботу о здоровье общества. Но эти качества настолько оказались обыденными, что когда в начале 90-х начал появляться всяческий хлам из Западной Европы в сказочных обвертках, то наши обыватели начали от этого сходить с ума. От них в диком угаре завести «европейским ценностям» ускользнул, например, ярчайший факт ОПУСТОШЕНИЯ наших магазинов какими-то «предпринимателями». Вывозили все подряд – постельные принадлежности, бытовую технику, посуду, и пр. Еще сейчас люди помнят те времена и опустошенные магазины. Неправильная государственная политика относительно направлений социалистических преобразований, чрезмерная расслабленность и безответственность в сфере общественного воспитания сделали свое черное дело – обесславили идею и погубили страну.

Применительно к ЧЕТВЕРТОМУ пункту замечу, что если бы советское общество успешно продвигалось по пути социалистических преобразований, было воодушевлено своим показательным образом жизни, то уверен, что «железный занавес» был бы даром передан другой идеологической стороне.

В наше время, например, в Израиле маленькая фирма по упаковке обуви еще имеет магазин, в котором предусмотрены для своего трудового коллектива полные наборы потребительской корзины. В результате получается двухсторонняя выгода – работникам все доставляют без каких-либо задержек, а с другой стороны – деньги не выпускаются с рук владельца фирмы.

Как-то пресса сообщала, что в Западной Европе более трети зарубежных филиалов транснациональных корпораций (ТНК) образует совместные предприятия с местными фирмами. Концерны ведущих стран – членов ЕЭС, напротив, расширяют сеть своих филиалов и дочерних предприятий в других странах Западной Европы, экономя на заработной плате. Вот так умудряется мировой капитал регулировать свои внутренние проблемы и это ему достаточно удается.

И вот тогда как можно разуметь советскую экономику после сталинского периода на фоне описанной «заботы» «умирающего капитализма» о процветании своей экономики, о "занятости" трудом людей? Разуметь, как неспособную перевоплотиться в коммунистическую экономику.

ВЫВОДЫ: в СССР были сказочные возможности для построения коммунистического образа жизни, однако все это безответственно потеряно из-за безмозглости «правителей». Кто в этом виноват? Мы все, потому что безмозглость всегда способна рождать себе подобное. Нам всем, обыкновенным современным обывателям, прежде всего, необходимо учиться познавать законы жизни, тогда нас никто никогда не обманет.

Прошу всех читателей по данному вопросу глубже вникнуть в суть суждений ученого Ельмеева В.Я., выписку из которых я привел в комментарии предыдущей «Беседы».

Очень жаль, что профессор Попов, видимо, не прочёл моих вопросов к нему под несколькими видео из цикла "Беседы о коммунизме".

Подозреваю, что востребованные профессора - народ занятой, а вы не отличаетесь краткостью изложения мыслей )

При применении диалектического метода к истории СССР нужно рассматривать каждое звено длинной исторической цепи событий, постепенно двигаясь к пониманию процессов, происходивших в истории, в общем. Тут уж не до излишней краткости - и так стараюсь излагать только основные выводы, что приводит к недопониманию того, как я получил эти выводы.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. (Статья 13, Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г.).

Вообще у нас в стране принято наказывать невыездом, например, за неуплату налогов или задолженности по квартплате. В СССР быть невыездным или отказником было почти диссидентством, отсюда зарубежье стало чем-то вожделенным, за границу бежали часто на гастролях. Например, актёр Олег Видов, в 1985 г. будучи на съёмке фильма «Молодёжный оркестр» в Югославии спрятавшись в автомобиле друга проскочил через пост на границе с Австрией. За рубеж бежали певцы, артисты балета, музыканты, писатели, дипломаты. Был случай, когда пыталась бежать семья (Овечкины захватили 8 марта 1988 года самолёт Ту-154). К сожалению запретный плод всегда сладок.

Гулаг как осознанная необходимость. Советы решают кому сколько дать. С Поповым все ясно. Дискредитирует идею коммунизма.

Фантасмагорий Солженицына начитались?

Причем здесь Солженицын. Вы Попова внимательно слушайте. Впрочем можете Ленина почитать. "Государство и революция." У него тоже самое "Придет отряд вооруженных рабочих и все вопросы решит".

Учитесь понимать прочитанное.

Михаил Васильевич,разделение коммунизма на "полный" и "неполный" вносит путаницу,ибо непонятно,о каком именно коммунизме идёт речь в каждом конкретном случае. Почему бы не называть "неполный коммунизм" 30-х годов "социализмом",как его и называл тогда сам Сталин?

Но полный коммунизм в отдельно взятой стране невозможен. И советские коммунисты на всём протяжении истории СССР никогда не отказывались от идеи мировой революции. Можно вспомнить построение социализма в Восточной Европе,Китае,Корее,Вьетнаме,на Кубе,попытки его построения в Анголе,в Афганистане,поддержка зарубежных компартий.

Особенно это вносит путаницу, когда коммунизмом, или неполным коммунизмом, называют революционный период государственно-монополистического капитализма с коммунистическими преобразованиями, необходимыми для установления подлинной, а не декларативной, диктатуры пролетариата, чтобы страна вступила в период социализма (в самое начало длительного переходного периода, необходимого для построения коммунизма).

А то ведь получается, что это было частью того коммунизма, который так и не наступил. Как можно называть неполным коммунизмом часть того, чего ещё не было? Так ведь можно договориться и до того, что правы те буржуи, которые вопят о банкротстве коммунистической идеи - мол, был коммунизм, да сам себя изжил.

В том то и дело, товарищи, что ни неполного коммунизма, ни даже социализма, в СССР никогда не было - до 1952 года шёл революционный период, начавшийся с Великой Октябрьской революции, необходимый для создания рабочих из крестьян, необходимый для обучения рабочих марксисткой Политэкономии, необходимый для объединения городских и сельских рабочих в единый класс Пролетариат. Да, период построения подлинной революционной диктатуры пролетариата сильно затянулся:

Трудно было проводить индустриализацию, коллективизацию, трудно было победить фашистскую Германию и восстанавливать страну из руин. Трудно было организовывать обучение трудящихся элементарной грамоте, и, тем более, основам марксизма. Поэтому особенно тяжело было то, что большая часть самых передовых, самых грамотных пролетариев-коммунистов, полегла на полях Великой Отечественной войны. Среди этих трёх миллионов пролетариев, которые и были самыми настоящими коммунистами, были мои деды, ушедшие на фронт добровольцами, несмотря на то, что у них была бронь. И пролетариат лишился также грамотного подрастающего поколения, поскольку на полях Великой Отечественной полегло более четырёх миллионов комсомольцев.

Так вот и получается, что эти самые, отдавшие жизни за Советскую Родину, ради светлого будущего, семь миллионов коммунистов и комсомольцев были тем самым авангардом пролетариата. А чем были продолжавшие и во время войны делать партийные карьеры буржуа и бюрократы-карьеристы? Разве могли они стать авангардом пролетариата? Нет, они были теми, кто совершал и поддерживал внутрипартийный и государственный переворот в 1953 году, они были теми, кто стал после переворота правящим классом, теми, кто отобрал власть у не успевшего восстановиться после военных потерь пролетариата.

Поэтому, можно смело говорить о том, что коммунистическая идея не могла обанкротиться - её очернили и извратили те буржуа, которые узурпировали власть в СССР в 1953 году, вопреки решениям XIX Съезда ВКП(б). Решения XIX Съезда ВКП(б), с помощью принятых изменений в Устав партии, должны были отстранить обуржуазившуюся партийную верхушку от власти, и тем самым ввести в действие положения Конституции 1936 года о выборах в Верховный Совет и другие Советы, чтобы наступила та самая, революционная диктатура пролетариата и социализм вместе с ней.

Путаница возникает из подхода в оценке перехода от капитализма к коммунизму. Взятие власти в октябре 1917 года это победа коммунизма? Нет, это пока, что лишь переворот совершённый Рабочим классом, но это безусловно шаг вперёд к коммунизму. Что должен делать пролетариат? Удержать власть в своих руках, иначе он не сможет даже приступить к формированию собственной диктатуры и начать движение к коммунизму. - Удержали, дальше что? Это коммунизм? Нет!, ещё не сформированы институты власти и вся государственная машина пока, что ещё буржуазная а не пролетарская. Дальше, что? Встроили в систему власти собственных представителей, институт комиссаров, поставив тем самым спецов под контроль Рабочего класса. Но это что?, законов нет ещё, но уже есть диктат - Диктатура! Чья - Пролетариата. Наши либералы до дрожжи в голосе ненавидят и бояться института комиссаров. - Это коммунизм? ДА! Все признаки на лицо! СП под контролем Рабочего класса, буржуазная власть (пока) под контролем, хотя нюансов ещё море но отрицать наличие коммунизма бессмысленно. Пролетариат гнёт свою линию так, что визг стоит - либеральный до сего дня. Будут ли ошибки в данной ситуации обязательно будут, нам до сих пор тыкают этим в лицо, есть ли вина РК в этом?. Нет. Это же диктатура которая действует вне зависимости от наличия законов отвечающих требованиям момента, она гнёт свою линию вопреки представлениям мелких буржуа о правильности и справедливости, проводя политику ПРАВЯЩЕГО Рабочего класса. Как обозвать этот момент в истории? Как выделить этот этап в период становления коммунизма когда есть ещё несправедливость, когда ещё не сформированы законы по которым будет жить общество, всё в основном держится на декретах и постановлениях, назовите его! иначе. А путаница идёт от тех кто отрицает диктатуру пролетариата и предлагает затянуть пояски потуже и ждать пока капитализм разовьётся до такой степени, что решит отказаться от прибыли и гуманизируется до коммунизма. От тех кто за эволюцию. Как в том анекдоте про лошадь и цыгана "почти перестала есть, но сдохла"

Увы, это были лишь зачатки диктатуры пролетариата, на реальное установление которой были потрачены долгие годы, но её так и не удалось установить, как я уже писал ранее.

Романов Е.А.,Вы недоучли одного маленького моментика. Дело в том,что пролетариат по своей сути не един. Среди самих рабочих есть как сторонники коммунизма,так и его противники. Поэтому само по себе установление диктатуры пролетариата отнюдь не гарантирует защиты от возрождения капитализма.

И только лишь в будущем,когда большинство людей удастся перевоспитать(и если удастся...),уничтожить в их душах стреление к наживе,к власти,к разрушениям-только тогда можно будет говорить о полном коммунизме!

Думаю, что и Вы, Олег, не правы в том, что недооцениваете возможности пролетариата, который будучи правящим классом, один только и может победить капитализм - это доказано трудами всей жизни Маркса и Энгельса, исходя из опыта Парижской коммуны, а теперь это доказано опытом построения социализма в СССР. Только нужно в будущем строить государство диктатуры пролетариата таким образом, чтобы никто не смог узурпировать властные полномочия. Одним из главных условий диктатуры пролетариата будет и правильная организация обучения рабочих марксисткой Политэкономии и совместному управлению трудящимися государством и производством.

Александр,так в том-то и заключается главный вопрос-а кто именно будет контролировать "правильную организацию обучения рабочих Политэкономии" и кто именно будет пресекать попытки узурпировать власть?

Где гарантия,что эти самые "контролёры" и "пресекатели" сами не окажутся оборотнями,на словах говорящими одно,а на деле делающими совсем другое?

Я не недооцениваю возможностей пролетариата,а всего лишь трезво на них смотрю. У пролетариата была полная власть почти на одной трети земного шара. И нигде,кроме маленьких Кубы с Северной Кореей,он её даже удержать не смог. Не говоря уж о приходе его к власти в остальных двух третях и о построении полного коммунизма...

Александр Шилов пишет: «Ну вот и докатились Вы, Василий-1, до откровенной клеветы в мой адрес, опять же, не найдя аргументов против моих доводов.»

Василий-1 на Красном ТВ никуда не «катится». Он руководитель марксистского кружка в г. Москве.

Споры между комментаторами возникают на основе не овладения диалектикой. Если бы спорящие владели ею, то сегодня было бы построено коммунистическое общество. Они все еще используют в своих спорах сусловскую «диалектику» – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. С такой диалектикой коммунизм не построишь.

Вначале нужно разобраться в философских категориях «движение» и «развитие».

В «Советском энциклопедическом словаре» (1981 г.) следующим образом трактуется «движение»:

«ДВИЖЕНИЕ, способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. Диалектический материализм исходит из единства материи и движения: нет материи без движения, как нет и движения без материи. … Движение выступает как единство противоположностей – изменчивости и устойчивости (при ведущей роли изменчивости), прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного…» (с.367).

Если рассматривать диалектику как науку об общих законах ДВИЖЕНИЯ природы, общества и мышления, то такая диалектика действительно МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ. Она изучает законы способа существования и важнейшего атрибута материи – движения, а также способ человеческого мышления.

Если в определении диалектики «движение» заменить «развитием», то это будет не диалектика. Ведь «развитие» имеет другой смысл, чем «движение». В том же словаре дано следующее определение:

«РАЗВИТИЕ, необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта– его состава или структуры. Развитие – всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания…» (с.1109).

Диалектика есть наука и наука о чем? Она есть наука об общих законах способа существования материи, ее атрибута – движения. В диалектике Гегеля есть движение только понятия. В марксистской диалектике есть движение природы и общества. Поэтому она материалистическая.

В «застойной» советской «диалектики» нет движения, а есть развитие. В силу этого она не диалектика, а эволюция. С помощью эволюции нельзя понять движение, например, формации. Отсюда растут корни советского ревизионизма. Они глубоко засели в нашем сознании. Только изучая диалектику Гегеля, возможно придти к пониманию движения материи, как ее неотъемлемому атрибуту.

Здесь необходимо вспомнить одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе:

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Если стоять на позиции сусловской «диалектики», то с ее помощью можно лишь объяснять мир, так как развитие есть всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Но дело заключается в изменении мира. Для этого нужна материалистическая диалектика, которая дает знания о способах изменения мира.

Могу себе представить, что может натворить руководитель марксистского кружка, будучи клеветником и гегельянцем (или агностиком), ещё и козыряющий своим дипломом, вместо того, чтобы разбивать оппонента аргументами!

Теперь о том, что касается Вашего утверждения "Споры между комментаторами возникают на основе не овладения диалектикой. Если бы спорящие владели ею, то сегодня было бы построено коммунистическое общество. Они все еще используют в своих спорах сусловскую «диалектику» – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. С такой диалектикой коммунизм не построишь".

С этим Вашим утверждением можно было бы согласиться, но:

1) Вы огульно обвиняете в неовладевании марксистской диалектикой всех подряд спорящих.

2) Вы и сами владеете материалистической диалектикой настолько плохо, что не можете правильно подойти к изучению исторических фактов, и теории марксизма. Вспомните, сколько раз даже я разбивал в пух и прах Ваши теоретические изыскания.

3) Если изучать только лишь диалектику Гегеля, можно легко скатиться к гегельянству, идеализму, агностицизму и т.п. - собственно, что мы сейчас и наблюдаем.

Здесь нелишним будет напомнить, что сами Маркс и Энгельс писали о том, что гегелевскую диалектику им пришлось перевернуть с головы на ноги. Мало того, Маркс и Энгельс гораздо выше трудов Гегеля ставили труды Фейербаха, признавая его самым выдающимся философом того времени. Кроме того, Маркс и Энгельс признали равными своим трудам труды простого немецкого рабочего Иосифа Дицгена, правда, с некоторыми оговорками, но равными!

Ну и, наконец, нелишним будет напомнить, что писал В.И. Ленин (который великолепно владел марксистской диалектики), и принять его слова как руководство по изучению материалистической диалектики и марксизма в общем:

"...Иосиф Дицген говорил о Марксе, как главе поправения, еще в 1873 году, когда немногие понимали Маркса. И. Дицген подчеркивал, что Маркс и Энгельс «обладали необходимой философской школой». И в 1886 году, много спустя после появления «Анти-Дюринга» Энгельса, одного из главных философских произведений марксизма, Дицген писал о Марксе и Энгельсе, как о «признанных основателях» направления..."

"...Чтобы стать сознательными, рабочие должны читать И. Дицгена, но не забывать ни на минуту, что он дает не всегда верное изложение учения Маркса я Энгельса, у которых только и можно учиться философии..."

4) Исходя из приведённых мной доказательств, следует признать правоту В.И. Ленина, и учиться марксизму у Ленина, Маркса и Энгельса, и уже с помощью их трудов разбираться с познанием материалистической диалектики и, диалектики вообще, по трудам Дицгена, Фейербаха и Гегеля - именно в той последовательности, как я здесь перечислил. Но ни в коем случае нельзя изучать материалистическую диалектику только по трудам Гегеля, или начиная с трудов Гегеля - чтобы не впасть в гегельянство, идеализм (поповщину), агностицизм и т.п.

Качайте к себе прекрасную книгу "Иосиф Дицген "Избранные философские произведения" с приложением статьи Ленина, которую большевики посчитали нужным издать в 1941 г. и изучайте марксистскую диалектику: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CCgQFjACahUKEwiv5cmm0PHIAhVqnXIKHa0-Bvw&url=http%3A%2F%2Frogachev.dlinkddns.com%3A8080%2FCopy%2FBIG_HEAP%2Fbig_heap014%2FJosif_Ditsgen_Izbrannye_filosofskie_sochinenia_Go.pdf&usg=AFQjCNFUq3ZuGz6xV4bHoKJVfhlZ3Y-vzw&sig2=O-AW5ECevP6zubm7bcDMXQ&bvm=bv.106379543,d.bGQ