Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+12
+
+

История революционного движения в России XIX века (8 часть)

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  06.11.2012 - 02:15
Классификация:  Мозаика  Киев  Марксизм 

В феврале 2012 года Киеве прошел научный семинар на тему "История революционного движения в России XIX века" организованный журналом "Пропаганда".

Представляем вашему вниманию 8 часть семинара - "Движение народничества".

Смотреть 1 часть
Смотреть 2 часть
Смотреть 3 часть
Смотреть 4 часть
Смотреть 5 часть
Смотреть 6 часть
Смотреть 7 часть

Материал подготовлен корпунктом "Красное ТВ Украина" (студия "Вектор ТВ").

Добавить комментарий (всего 1)

Попробуем сделать некоторые выводы из доклада. 1). "Земля и воля" - это уникальное дворянско-разночинное явление, имеющее чёткую преемственность с декабризмом. Теперь лозунг "для народа, но без народа" сменяется лозунгом "организовать и возглавить народ". 2). "Народная воля" - это, действительно, уже не "народники" в том смысле, что происходит некий откат к бланкизму, узкому заговорщичеству, в плане средств борьбы. Кроме того, здесь налицо явные противоречия: социалистические лозунги, отпугивающие буржуазию, с одной стороны - это уже прямой выход на левоэсеровскую идеологию; брать же у крупной буржуазии деньги на борьбу с самодержавием и фактически быть арьергардом в руках либералов - это почти что уже выход на правоэсеровскую савинковщину, лукавую авксентьевщину и керенщину. 3). "Чёрный передел" с его отказом от террора - это уже путь к социал-демократии, пока что в плехановском варианте (поддерживать при помощи пролетариата чёрный передел земли, но без экспроприации буржуазии ввиду слабости капитализма) - с одной стороны, к "центристской" разновидности эсеровщины с отказом от террора - что-то вроде черновской популистской утопической программой передела земли, которую удалось реализовать только большевикам - с другой. 4). Ленинизм, надо понимать, имеет преемственность и с теми, и с другими - отказывается от террора и ориентируется на массы, тем самым становясь на сторону Плеханова в его критике народовольцев, с одной стороны; с другой - чётко просматривающаяся декабристская бланкистско-якобинская мораль сплочённой революционной группы и "отпугивающие буржуазию" социалистические лозунги. 5). В экономической части немного запутаннее. Общинный социализм "Земли и Воли" у чернопередельцев в черновском варианте превращается в мелкобуржуазный социал-популизм, в плехановском отбрасывается напрочь (крестьянство - реакционная мелкая буржуазия, подлежащая пролетаризации капиталом, и баста), у народовольцев правого крыла служит как вульгарная апологетика капитализма ("у нас капитализма нет"), у левоэсеровских бланкистов - как утопическая база для строительства социализма. У Ленина - налицо преемственность с плехановским и лево-народническим вариантами, у Троцкого - с плехановским вариантом, но с поправкой на пролетаризацию крестьянства и комбеды (он идёт рука об руку с Лениным не из-за общих взглядов на середнячество, а из-за надежд на беднячество).