Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+10
+
+

Агора

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  10.03.2010 - 17:17
Классификация:  Кино  Общество и церковь 

Александрия Египетская. Начало V века нашей эры.

Великая жизнь, страстная любовь и трагическая гибель прекрасной Гипатии, первой в истории женщины-ученого — философа, математика, астронома. Перед ее мыслью преклонялись мудрецы, на ее лекции стекались тысячи, она предвосхитила открытия Галилея и Коперника, к ее слову прислушивались правители, красота ее ума и тела разбивала сердца.

Противостояние с новой, нетерпимой и порождающей насилие идеологией, и трагическая гибель - итог жизни этой замечательной женщины, достойной называться сестрой Джордано Бруно.

Тенденция к идеализации первых христиан, ещё не погрязших в богатстве и разврате ставшей крупной политической и экономической силой церкви, вполне естественна и характерна как для верующих людей, так и для советско-российской светской культуры и системы воспитания. Видимо, глубоко в нас вошло восприятие революционности объединившей все народы системы, в которой «нет ни римлянина, ни иудея», ни раба ни господина. Всё это в фильме есть. Но не только это…

Христианство в фильме – это раковая опухоль. Это предстаёт и посредством визуальных эффектов, и подтекстом присутствует в каждом действии или фразе. На смену эллинистической религии, в рамках которой мирно сосуществуют различные боги и верования, идёт бескомпромиссный, не терпящий никого кроме самой себя культ карающего бога, не терпящего конкуренции ни в виде античной статуи, ни в виде сокровищницы знаний – Александрийской библиотеки.

Александрия образца 391 года нашей эры оказалась перед дилеммой: либо склониться перед лицом агрессивного натиска, принявшая новую веру метрополия, либо предпринять последнюю попытку к сопротивлению. Но возникающее было у зрителя сочувствие к убиваемым свободными гражданами христианами тут же поворачивается на 180 градусов: чёрные орды христиан, уничтожающие храмы и скульптуры, превращённая в свинарник Библиотека, резня недавних союзников евреев, ужесточение нравов… Эсэсовцы в Киеве, Святой Орден в Арканаре.

На фоне всего этого безобразия - Гипатия. Великий учёный, предвосхитившая открытия Кеплера и Галилея. Личность с большой буквы "Л", кое в чём превосходящая Таис Афинскую. Может, и вправду её сразу можно брать " в коммунизм", только по субъективному мнению всё же с испытательным сроком: над политической сознательностью можно поработать. Хотя, с другой стороны, попытка спасения всего, что возможно, из отдаваемой на поругание библиотеки и личное мужество при окончательном "закручивании гаек" относительно индивидуальной веры... Вряд ли здесь можно подходить с современной позиции, вне исторического контекста.

Оставлю за скобками двух учеников Гипатии - префекта Александрии Ореста (столкновение высоких волевых качеств и послабления перед необходимостью конформизма, сломавшее в итоге человека) и бывшего раба Давиуса (шизоидные метания между культурой и варварством, между выдающимся человеком и полурассуждающей машиной). Отмечу ярчайшую личность монаха Аммония. Талантливый актёр, способный манипулировать настроением толпы и привлекать на свою сторону каждого персонально. Фанатик и вместе с тем странным образом наиболее свободный в плане следования каким-либо формальным догмам. Абсолютно бескорыстный человек, оставшийся внизу церковной иерархии после прихода христиан к власти, выполнявший черновую работу наровне со всеми "рядовыми", сознательно пожертвовавший собой для "углубления революции".

По всей видимости, становление монотеистической религии в качестве центрального звена нового общественного устройства закономерно, а значит, по Марксу, оправданно. И вместе с тем именно этот фильм даёт понимание того, что именно оказалось потеряно в ходе наступившего слома, как много приходилось, приходится и ещё предстоит восстанавливать из руин и пыли под ногами при строительстве коммунистического общества.

Добавить комментарий (всего 12)

Я потрясен этим фильмом. Товарищи. Собирайте и далее хорошее кино у себя на канале.

Испанцы хорошо сделали.

Просмотрели до конца в компании с мужем, братом и его девушкой. Всем понравился очень: в позиции авторов фильма угадывается симпатия к древней культуре, имевшей большой потенциал для развития человечества... однако общество, предшествующее христианизированному обществу также показано без прикрас... Яркие человеческие образы представлены во всех основных действующих лицах. Фильм дает богатую пищу для размышлений...

Какой прекрасный фильм! Он так разительно отличается от той современной голливудской мишуры, завалившей прилавки... Спасибо, друзья!

Не работает просмотр.

Фильм интересный, но сделан в духе антихристианском.А вообще события в фильме похожи на борьбу антитроцкистов с неотроцкистами.

Фильм с подвохом. Вроде бы критика религиозного фанатизма, но на самом деле в нем ясно читается страх господствующих классов перед восстанием масс. Реакционный фильм.

Фильм о познании, фильм о свободе, фильм о терпимости. И самое главное о Эллинизме. Прогрессивный фильм

Очень глубокий и трагический фильм: о науке, добре, нравственности.

Правильный фильм. Мракобесие накрыло западный мир больше чем на 1000 лет. К несчастью, христианство стало офф. религией Рима, что предопределило падение всей античной цивилизации.

"христианство стало офф. религией Рима, что предопределило падение античной цивилизации" - а не вторжение гуннской сволоты?

Мнение специалиста: "Падение Римской Империи - понятие растяжимое. Его относят и к I в.н.э., когда явилось христианство, и к социальному кризису III в., когда рабство начало заменяться колонатом и к национальному кризису V в. когда большая часть римского Запада оказалась заселена германцами. Но содержание понятия "падение Римской Империи", как самого большого перелома в истории Европы вполне реально. Она вступила в IV век городской цивилизацией античности, а вышла из VI века сельской цивилизацией средневековья. Это - главное; остальное - и принятие христианства, и подчиненеие варварам, и колонат - второстепенно. Путь развития, по которому Европа шла со времени зари античности, зашёл в тупик. Полная реорганизация Империи Диоклетианом и Константином лишь продлила её существование на 200 лет. ... Содержание войска всё больше истощало государство, а разраставшийся церковный штат образовал уже третью нетрудовую армию, давившую общество (вторая - население городов, бывших в то время не центрами производства, а центрами потребления). Это напряжение оказалось непосильным." (М.Л. Гаспаров - послесловие к книге "Авсоний, Стихи", М.: "Наука", 1993)