комментариев:
|
М.В.Попов: ответы на вопросы в цикле "Беседы о коммунизме", выпуск №18Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
06.03.2016 - 00:08
На вопросы и комментарии наших зрителей к циклу "Беседы о коммунизме" отвечает доктор философских наук, профессор Михаил Васильевич Попов: Продолжение ответов на вопросы зрителей - в следующей части цикла. В одной из бесед ведущий "наседал" на М.В.Попова по поводу того, что при социализме люди не могли выезжать в тур.поездки за границу. Но это не правда. 1) Существовало бюро международного молодежного туризма "Спутник" - у нас в институте по этому каналу студенты выезжали в соцстраны (Польшу, на Кубу...). Правда количество путевок было меньше, чем желающих. 2) На заводах были тур.поездки по линии профсоюза. Правда, на производствах это не было предметом вожделений большинства людей, они считали, что не стоит тратить на это немалые деньги. Моя мама мечтала об этом и съездила в Румынию (1975 г.), по Средиземному морю (1981 г. - Египет, Греция, Кипр). Собиралась в Финляндию (1984 г.), но случился перелом ноги. Сразу скажу, она была рядовым невысокооплачиваемым инженером на оборонном предприятии, имела допуск к секретности невысокого уровня, не была партийной и никаким общественным деятелем. Просто любила путешествовать, она также много ездила по стране в санатории и дома отдыха. При всём моём уважении к Попову М.В., к его нужной и очень полезной и важной деятельности в распространении научных идей великих ученых, своего времени, Маркса, Энгельса, Ленина,не могу не заметить, что им почему-то упускается из вида диалектика разных видов материи, например языка. Попов М.В., часто давал определения словам = понятия, и это правильно. Так необходимо делать всегда и дальше, но надо понимать, что с изменением материи меняется и язык. Но, почему-то с собственностью, её разных видов и форм проявления, чётких понятий от М.В. я не услышал. Я предполагаю это связано с тем, что классики детально это не разобрали, не успели, не было достаточного материала, не пришло время. М.В. и его коллеги пока до этого анализа не добрались. А это на сегодня главнейшие элементы системы общественного устройства, научные категории: Собственность политическая и собственность экономическая, и их свойства проявления в одной капиталистической системе, и в другой социалистической системе. Без этих категорий создать детальный научный проект, как ряд конкретных последовательных действий, для перехода из одной системы к другой, нельзя. Да и понять истинные причины развала СССР не возможно. Все сегодняшние попытки дать научный анализ этого трагического события, развала СССР и трагедии миллионов советских граждан, обречены на провал, если не знать политические системы, как единство противоположностей одновременно действующих сил центробежных и центростремительных в разных общностях разного исторического периода, и кто является их носителями. А эти процессы накрепко связаны с видами собственности и их свойствами проявления. Главные объекты собственности: 1. Человечество вводит в оборот своей деятельности всё большее количество разных ресурсов природы = предметов труда, давая им наименования и присваивая их в собственность, меняя среду обитания человека. 2. Человечество всё больше создаёт и использует разнообразные виды техники и технологии давая им новые названия, которые могут использоваться, как для созидательной деятельности, так и для разрушительной, уничтожая среду выживания человечества. 3. Меняются информационные средства, инструменты для оболванивания граждан через подмену понятий словоблудие, ложь и враньё.Что распространяет вирусы шизофрении в обществе. Это уже грозит пандемией и умственной деградации всего общества. А это зависит от того кто находится у власти и уровень их компетентности. 4 Граждане образуя новые и изменяя старые системы,требуют другого более точного и детального языка с одной стороны, с другой требуются новые определения обобщающие философские категории, которые позволяют учитывать всё что касается выживания земной цивилизации. То есть требуется разработка современных понятий, которые мы используем в общении между заинтересованными гражданами, для однозначного понимания и совместных действий в достижении поставленных научных идей. Пример возможных определений. Понятие собственности в усеченном виде. Собственность-это объект(ы), системы природы, принадлежащие субъектам хозяйственной деятельности: индивидам, группам (семье, коллективам) или неким общностям для реализации своих интересов. Понятие в философском смысле, более широком. Собственность - это объекты=системы природы, принадлежащие другим объектам=системам природы,которые сумели присвоить=подчинить их, так как они обладают большими силовыми возможностями подчинить своему влиянию, менее слабые системы. Это определение важно для понимания не только человеческой среды, но и связь со средой флоры и фауны, а также, что необходимо учитывать системы космической среды, для выживания земной цивилизации в длительной перспективе. После этого необходимо перейти к пониманию видов собственности и форм их проявления, то есть к пониманию их свойств в каждый исторический момент, в зависимости от методов, способов и инструментов присвоения. Частная собственность - это собственность присвоенная не за за счет собственной созидательной деятельности, а присвоенная через различные методы, современные способы и инструменты распределения и перераспределения. Общественная собственность -это собственность созданная общностью и не одним поколением. Общественную собственность нельзя отдавать в собственность не индивидам, не группам граждан, так как она принадлежит не только сегодняшним поколениям, но и будущим,и она не используется и не будет использоваться эффективно если не будет общественной, в силу объективных законов НАУКИ экономики и Науки философии -как науке о свойствах человека.Науку экономику и науку философию сегодня не где не преподают. Механизмы построения и реализации общественной собственности готов обсуждать с коллегами, которые созреют для создания партии нового типа. Коммунистическая партии нового типа должна предложить обществу: 1. Новую конституцию - Как Общественный договор- "Союз Свободных Созидателей Равноправия". 2. Новый устав партии, как прототип реализации политической системы "Демократического централизма" через механизмы управления всем обществом. 3.Новый разработанный научно проект экономической системы, в которой нет ни одного гражданина не участвующего в созидательной деятельности, так как каждый гражданин с детства обеспечен средствами производства для своего равноправного развития физического и интеллектуального, и расширенного развития своей семьи, этноса, народа, нации. Кто готов в Москве связаться со мной, для совместной деятельности, предложите инструмент контакта с Вами. Отличный новый сайт, кто бы мог подумать. Рекомендую всё правдиво http://garudalegion.tk/ Из передачи... Возможно ли изменение формы собственности через реформы? -------------------------------------------------------- Частная собственность может перейти в общественную только посредством социалистической революции. При капитализме возможна коллективная частная собственность на средства производства - производственные кооперативы - другая форма частной собственности. Однако реализуется такая форма в редких случаях, т.к. она не выдерживают конкуренции с крупными акционерными обществами. Мысль о том, что в результате реформ капитализм может превратиться в коммунизм - это утопия. Пролетариат и рабочий класс --------------------------- Пролетариат, как и рабочий класс, может трактоваться в широком смысле и в узком. Кто может осуществлять диктатуру рабочего класса? Только рабочие крупных предприятий. 9:30 Читайте "Великий почин" Ленина. Лишь они способны к новой власти. Диктатура пролетариата предполагает не власть всех рабочих, а власть лишь тех людей, которые действительно могут реализовать интересы рабочего класса (уже всего) и всего народа. Управляют не все, но в интересах всех трудящихся. Проститутки и бомжи (люмпен-пролетариат) не могут реализовать интересов трудящихся, как и строительные рабочие. Как соотносятся услуга и товар в вещной оболочке? ------------------------------------------------- Дипломированный лётчик траспортного самолёта - представитель рабочего класса (таким лётчикам дают паршюты). 3:00 Лётчик пассажирского самолёта - трудящийся в широком смысле (им не дают паршюты!), оказывающий услугу, не является представителем рабочего класса. Услуга - деятельность, которая непосредственно направлена на человека. Таблетки делает рабочий, пациента этими таблетками лечит уже не рабочий, врач - представитель сферы услуг. Хотя труд врача направлен непосредственно на человека, но является производительным лишь опосредствовано - врач лишь улучшает рабочего, который осуществляет производительный труд уже непосредственно. Отношение частной и личной собственности? ----------------------------------------- Частная собственность развитая - капиталистическая, т.е. она может быть соединена с трудом рабочего и приносить прибавочный продукт. Личная собственность - не развитая, как правило - не товар, вашу зубную щётку продать второй раз не получится; она даже потенциально не может использоваться для эксплуатиции чужого труда. При определении понятия пролетариат, целесообразно исходить из первоначального, более понятного определения данного Ф. Энгельсом в своей работе "Принципы коммунизма" 1847 года. " Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи, своего труда, а не живет за счет прибыли какого либо капитала." Для понятия на практике этого определения достаточно установить каким образом работник добывает средства к жизни. Не живет ли за счет прибыли с какого нибудь капитала. С таким подходом не требуется устанавливать в какой общественной сфере он занят. В данном случае пролетарием можно признать любого рабочего любой отрасли. Работников образования, здравоохранения обслуживающие класс пролетариата и его семей, поскольку они связаны не посредственно с созданием прибавочной стоимости за счет влияния на качество рабочей силы. Врачи, медицинские сестры, няни, сиделки, уборщицы помещений за исключением лиц обладающими дисциплинарно распорядительным функциями собственников этих заведений. Это объясняется обстоятельствами формирования доходов пролетариев и лиц обладающих распорядительными функциями капитализированных предприятий и учреждений. Пролетарий живет исключительно за счет заработной платы. Лица обладающие распорядительными функциями являются служащими и получают доход за выполнение распорядительных функций размер которого не определяется размером прибавочной стоимости и рабочей силы. В марксизме "Частная собственность" это собственность буржуа на орудия и средства производства в общественных производственных отношениях. Собственность на имущество в том числе и на орудия и средства труда в личных хозяйствах относится к личной собственности. Собственность индивидуального предпринимателя на орудия и средства общественного производства относится к частной собственности. Индивидуальный предприниматель относится к мелкой буржуазии. Поскольку все виды частной собственности предполагают эксплуатацию человека человеком в виде присвоения прибавочной стоимости. Все буржуа относятся к классу буржуазии. "Принципы коммунизма" не является научным трудом - это проект программы в виде вопросов и ответов на них в наиболее примитивной форме, можно сказать первые наброски. После "Капитала" Маркса утверждать, что при капитализме пролетарий продает свой труд - безграмотно. На это указывал сам Энгельс в "Антидюринге". Зачем использовать высказывания, пусть даже принадлежащие классикам, но содержащие грубые теоретические ошибки? Это антинаучный подход. Частная собственность на орудия и средства производства обязательный элемент эксплуатации человека человеком. Изменение общественных производственных отношений с уничтожением эксплуатации человека человеком возможно революционным преобразованием общества. То есть сменой господствующего класса. В данном случае с буржуа на пролетариат. Причем марксизм допускает приоритетное революционное изменение мирным, без жертвенным путем. Сохранение господствующего класса буржуа не даст возможность преобразовать частную собственность в общенародную (коммунистическую) собственность. Пролетариат и рабочий класс. Неверное словосочетание. Рабочие являются в буржуазном обществе частью пролетариата. Отличаются от остального пролетариата более организованной, более революционной его частью. В социалистическом обществе при отсутствии буржуазии и пролетариата, рабочих объединяют под общим названием рабочий класс. Подчеркивая особенность и отличие от крестьянства и интеллигенции которые обладают менее организованностью. менее революционностью. В первом случае говорят в необходимости диктатуры (власти) класс пролетариата. Во втором случае говорят о необходимости диктатуры (власти) рабочего класса. В первом и во втором случае задачей диктатуры (власти)является построение коммунистического общества. Руководствуйтесь первоисточниками марксизма, (Ф. Энгельс в своей работе "Принципы коммунизма" 1847 год) которые своим определением исключают противоречие услуги и товарного производства при определении отношения к классу пролетариата в общественном буржуазном производстве. Частная собственность отличается от личной собственности местом в общественном производства орудий и средств производства собственника. Частная собственность предполагает эксплуатацию человека человеком путем присвоения прибавочной стоимости от продажи рабочей силы привлеченного работника. Личная собственность на средства и орудия труда в личном подсобном хозяйстве исключает эксплуатацию человека человеком. Заканчивайте уже, Посторонний, меняйте риторику. Народ уже сыт по горло господствующими классами, не надо менять один господствующий класс на другой. Давайте будем строить общество без антагонистических классов. Народ нуждается в качественном изменении, а не механической замены одних господ другими. Юрий. я не понял причину Вашего раздражения. Если обсуждается место и роль буржуазии, пролетариата и рабочего класса. Без упоминания господствующего класса в классовом обществе не обойтись. Даже если говорить о переходе от капитализма к коммунизму через переходный политический период этого перехода (социализм), без господствующего класса не обойтись. От господствующего класса можно освободиться только после построения коммунистического, бесклассового общества. Я разделяю Ваш оптимизм и нетерпение желания строить общество без антагонистических классов. Но какое общество Вы собираетесь строить? Вы не пишите. Строить социализм? Или другое общество? Если уж строить по серьезному. То не нужно строить классовое общество без антагонистических противоречий. Это общество может возникнуть после совершения социальной революции в качестве общества переходного периода. В теоретических суждениях нужно строить бесклассовое общество - коммунизм. Другого варианта нет. Чтоб строить правильно. Нужно владеть навыками строителей этого общества. Нужно знать и владеть марксизмом. Уважаемый Посторонний. Ваш взгляд на классовые общества устарел и остановился на уровне позапрошлого века, соответствует взглядам догматиков, не способных к развитию. Социализм это новое классовое общество, в котором нет необходимости в господствующем классе, это общество неантагонистических классов, господствовать ни над кем не нужно, все классы и прослойки трудящиеся, все делают одно дело, строят и развивают социализм с целью перехода к коммунизму, классы не эксплуатируют и не угнетают друг-друга. А другой социализм и не нужен. А как вы смотрите на социализм? Как общество, в котором один класс господствует, т.е. эксплуатирует другой класс? Что такое господство, это "осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата". Это как, социализм хотим построить для расчленение общества на группы? Нет, социализм предназначен и для упразднения всякого расчленения в общеестве. Возникает подозрение, что ваш взгляд на господство при социализме имеет личностную заинтересованность в господстве)? Вы пишете: не нужно строить классовое общество без антагонистических противоречий (?!). Социализм это не то общество, где строится классовое общество, это общество, в котором начинается строительство бесклассового общества, а классы временно остаются, как пережиток предыдущего человеческого общественного развития. Социализм есть особое классовое общество, временное классовое общество, в котором отсутствуют антагонистические классы и классовое господство, разделяющее общество на господ и подчиненных. Зачем вам другой социализм? Юрий. Возражать можно до бесконечности. Если Вы, как и я пытаетесь распространять на КТВ не собственное, ни чем необоснованное мнение, а позицию марксизма о роли господствующего класса, в данном случае пролетариата. Следует обратиться к двум источникам: "Критика Готской программы" К. Маркса и "Государство и революция" В.И. Ленина. в которых они утверждают, что превращение капиталистического общества в коммунистическое общество соответствует политическому периоду ( в нашем случае социализму) и государство этого периода должно быть ни чем иным как государством революционной диктатуры пролетариата. Не вооруженным взглядом очевидно что речь идет о господствующем положении (диктатуре) класса пролетариата,как обязательного элемента построения бесклассового коммунистического общества. Если Вы продолжите отрицать этот общеизвестный факт, то оголите свой деструктивный подход к марксизму. С вытекающими из этого оценочности места в марксизме. Посторонний пишет Юрию: "Если Вы,КАК И Я пытаетесь распространять на КТВ не собственное,ни чем необоснованное мнение,а позицию марксизма...". А сам Посторонний поступает наоборот. согласно МЭЛС, этот период превращения кап общества в ком общество состоит из социализма(1-Низшей фазы) и 2-Высшей фазы,а Посторонний заливает Юрию на уши "собственное мнение" левых оппортунистов,что этот период будто представляет собой только социализма(1-фазы). Как у леваков торгашей - говорит другим одно,а поступает сам совсем наоборот, в собственных не декларируемых другим торгашеских интересах. Постороннему. Позициция марксизма относится к 19 веку. Если мы ее будем распространять в первозданном виде, ничего путного не получится. Позицию марксизма рационально брать за основу и действовать от этой основы с учетом сложившихся обстоятельств. Не развивать марксизм есть позиция догматиков-коммунистов. История развивается не всегда по рецептам стопятидесятилетней давности. Поэтому следует рецепты дополнять, классики не боги. Вот вы не понимаете, что диктатура это не только господствующее положение, это еще и ничем не ограниченное насилие, над кем вы собираетесь насильничать при социализме? Господство, диктатура, эти термины непреемлемы в социализме, это пережитки капитализма. При социализме не господство, при социализме лидерство. Увы, классики МЭЛ не смогли предвидеть, что "превращение" капиталистического общества в коммунистическое затянется и примет иные формы. Правильно пишут, для этого требуется не переходный период, а целая ОЭФ. Посторонний, вы действительно считаете собственное мнение ничем не обоснованным? Разве оно считается обоснованным только если соответствует букве в трудах МЭЛ? А как насчет такого критерия истины как практика? Вас практика ничему не учит? Яков. Вы ставите под сомнение. Нет даже отрицаете фундаментальные установки марксизма. При этом ссылаетесь на развитие теории марксизма "последователями В.И. Ленина". А ведь стоит уже признать. Что их "уточнение марксизма" в отношении победоносного построения социализма не было подтверждено практикой. Крылатым выражением "марксизм не догма а руководство к действию" Которое и вы пытаетесь применить в своих теоретических изысканиях. Причем необоснованно покушаетесь на незыблемость марксизма. Но выхватываете из крылатого выражения и пришлепываете придуманный не вами ярлык догматика всем, кто не согласен с вашими суждениями. Может хватит заниматься недостойным занятием. Если уж не согласны с К. Марксом и считаете себя великим, приводите на каждое слово доказательство своей правоты. Современники не верно понимают слова "марксизм не догма, а руководство к действию" Они адресованы не к теоретикам,а практикам строительства коммунизма. Которые опираясь на фундаментальные основы марксизма должны успешно строить коммунистическое общество. Неудача построения коммунизма в СССР как раз является примером нарушения фундаментальной установки марксизма об обязательности государства революционной диктатуры пролетариата в политический переходный период (социализм). Только государство революционной диктатуры пролетариата, господствующего класса могущего и желающего отказаться от собственного господства в интересах бесклассового общества. Призванного на обломках капиталистического сознания построить коммунизм.
Добавить комментарий
(всего 60)
‹ Более старые
|