Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+9
+
+

О причинах гибели СССР

Опубликовано:  29.06.2013 - 14:00
Корреспондент:  Феликс Горелик

Так называется опубликованная недавно книга автора, завершившая цикл  его книг, изданных в последние 10 лет. Книга была издана тиражом всего в 200 экземпляров и автор хочет донести ее главные мысли более широкому кругу людей.

      1.Катастрофа.   Гибель СССР – это  неизлечимая душевная рана в сердце каждого советского человека. Нас лишили любимой Родины, растоптали величайшие социальные завоевания старших поколений  - плод крови и труда десятков миллионов.  Произошла социально-политическая, национальная, всемирная катастрофа всего человечества, которая наложит отпечаток на развитие всемирной истории. Ось развития нашего народа и ряда братских нам стран сдвинулась назад на 100 лет. На смену восходящей линии в развитии, человечество оказалось на нисходящем витке. Наступила самая черная полоса в истории нашей Родины – период  Реставрации, Черной Реакции, Мракобесия. Пусть победа контрреволюции временная, неполная, неокончательная и этот черный период для Истории лишь миг – но жизнь человеческая коротка и этот миг захватит жизнь нескольких поколений, пока не наступит новый, восходящий виток прогрессивного развития.    

        Первый вопрос, на который нужно ответить: почему оказалась возможна гибель СССР, поражение мировой социалистической системы? Ведь СССР выстоял в борьбе с мировым империализмом, спас все человечество от фашистской     чумы, стал непобедимым для удара извне – и вдруг рассыпался в 1991 году! Почему смертельный удар был нанесен изнутри – и кем? – Руководством правящей партии – КПСС! На обложке книги под картой и гербом СССР изображен гадюшник  - переплетение питонов и кобр с физиономиями  главных могильщиков СССР – Горбачева, Ельцина, Кравчука. Да, они возглавили контрреволюционный переворот. А.Зиновьев писал, характеризуя причины гибели СССР: «Какие-то интеллектуальные ублюдки и моральные подонки без всяких усилий, на глазах у всех, при всеобщем попустительстве и равнодушии, в течение нескольких лет разрушили то, что создавалось десятилетиями, создавалось всем многомиллионным народом, создавалось ценой титанических усилий и огромных жертв, создавалось лучшими умами из народа и высоконравственными гражданами». Но почему такие  подонки смогли оказаться во главе КПСС? С чем было связано это «всеобщее попустительство и равнодушие»? Почему на защиту социализма, СССР не встали партия, КГБ, суд, прокуратура, рабочий класс, все трудящиеся? Вступая в ряды пионеров, комсомольцев, членов КПСС,. армии, КГБ  - все давали клятву верности социалистической Родине! Почему почти все  - сверху – донизу изменили своим священным клятвам? Наверное, все это произошло не случайно, за этой катастрофой скрываются какие-то непознанные закономерности.
        Реставраторы капитализма ныне утверждают, что гибель СССР есть свидетельство краха, утопичности марксизма-ленинизма, несостоятельности СССР, социализма. Лжете, господа! Научность, истинность марксизма – ленинизма как теории подтверждена всем  ходом истории. Опираясь на марксизм, развивая это учение, Ленин возглавил победоносную пролетарскую революцию и заложил основы СССР. Опираясь на марксизм-ленинизм, развивая его дальше, И.В.Сталин возглавил строительство социализма. Создание многих десятков тысяч заводов,  сотен городов, победа над гитлеровской Германией, превращение СССР во вторую сверхдержаву планеты – разве все это и многое другое не свидетельство жизненности нового общественного строя?
2. Ослепление  «сусловизмом».          Почему же после стольких побед СССР все же рухнул?  Одна из причин: удар контрреволюции изнутри оказался неожиданным. Партия и народ были ослеплены подменой марксизма-ленинизма его фальсификацией – «сусловизмом» и горбачевщиной.  Недаром научную теорию называют прожектором, освещающим путь. После ухода из жизни И.В.Сталина,  прожектор марксизм-ленинизм был заменен ревизионистским «кривым зеркалом». 30 лет под руководством Суслова, ведавшего при Хрущеве и Брежневе идеологической работой, доктора и академики в духе комчванства воспевали «неизмеримые преимущества социализма над капитализмом» вместо  раскрытия реальных закономерностей и противоречий социализма. По заказу того или иного генсека, сусловисты сочиняли  теории о  «полной и окончательной победе социализма во всемирном масштабе», о переходе к развернутому строительству коммунистического общества»,  о «построении в СССР развитого социалистического общества», о «нерушимом социально-политическом и идейном единстве советского народа, единстве партии и народа», о «победе социализма в экономическом соревновании двух систем» и т.п.  Ю.В.  Андропов в 1983г. признавал, что  «мы еще до сих пор не изучили в должной мере общества, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли его закономерности». А через несколько лет СССР рухнул. Вся конструкция  «сусловизма» рассыпалась, ибо она состояла из догм, мифов, утопий, основана на метафизике и идеализме, была пропитана ревизионизмом, оппортунизмом, замаскированным цитатами из классиков. Горбачевщина была высшим этапом «сусловизма», выступив идеологическим рычагом подрыва СССР. С гибелью СССР потерпел поражение не марксизм-ленинизм, а его фальсификация! Но и утверждение  «сусловизма-горбачевизма» в КПСС не было случайностью.
 -       3. В чем был источник неравенства сил?  Поражение СССР в ходе «холодной войны» с мировым империализмом имело объективные предпосылки. Империализм сохранял огромный перевес в силах над молодой социалистической системой. Достаточно вспомнить, что капитализм развивался уже 400 лет, достиг полной зрелости, высшей стадии своего развития. Будучи расположенным в странах с благодатным климатом, обжитым веками каждым уголком своей территории, эксплуатируя  колонии, а ныне страны третьего мира, наиболее развитые страны капитала смогли пойти на уступки своему рабочему классу, создав более высокий уровень потребления, чем был возможен в СССР и других братских странах. Хотя СССР и перегнал США в выплавке стали, но предметов потребления производилось у нас в 6-10 раз меньше. Изобильные прилавки Запада и оказались решающим козырем для широких обывательских масс в пользу выбора «свободного рынка», отказа от социализма в период горбачевщины.
           Все годы существования СССР мировой империализм  вел борьбу на уничтожение молодого социалистического государства. Интервенция и организация гражданской войны, подготовка гитлеровской Германии к нападению на СССР, вторая мировая война, направленная в первую очередь против СССР. И затем четыре десятилетия «холодной войны», включавшей «политику с позиции силы» и «балансирования на грани войны», экономическую блокаду и «психологическую», информационную войну.
         Почему СССР оказался в неравных условиях в ходе борьбы двух противоположных систем? Нам довелось начинать с крайне отсталого уровня царской России, пройти путь от   деревянной сохи до реактивных и атомных двигателей, встретить ожесточенную агрессию империализма, находясь на положении осажденной крепости. И к тому же в условиях самого холодного климата, бездорожья, оказывая помощь другим народам. Все это вело к тому, что наша экономика была вынужденно деформирована.  Новое общество не могло достичь зрелости за несколько десятков лет – на это требуются столетия. СССР находился на ранней ступени становления социализма, наше общество было еще молодым и незрелым, противоречивым, социализм только строился, он не был полностью построен! Но и в этих  неблагоприятных условиях молодое государство выживало и побеждало. Почему же, в конце концов, СССР потерпел поражение?
     4. Революция или эволюция?    Сусловисты рассматривали строительство социализма как эволюционный процесс. Не согласен! Строительство социализма, на наш взгляд, есть процесс углубления, развития социальной революции, которая поднимается от одного этапа, стадии, к другому, более высокому,  решая новые задачи. Великая Октябрьская социалистическая революция,  начавшись в 1917 году, продолжалась до 80-х, пройдя три этапа. Первый этап  1917-начало 20 гг., когда решались задачи завоевания политической власти, победы в гражданской  войне, нэпа. Второй этап – с конца20-х – до конца 50-х гг. – строительство фундамента социализма, победа в Великой Отечественной войне, превращение СССР во вторую сверхдержаву мира. Третий этап – с конца 50-х был направлен на строительство развитого социализма, овладение достижениями научно-технической революции, призван  обеспечить полную и окончательную победу социализма в СССР. Однако социалистическая революция в СССР оказалась незавершенной. На третьем этапе произошло угасание социальной революции, сменившейся ползучей социальной эволюцией, созрели предпосылки для  контрреволюционного, буржуазного переворота, который и победил в итоге горбачевской «перестройки».
           С это чем связано? Идем по пути восхождения от абстрактного к конкретному!     Первый и второй этапы революции имели триумфальные победы, отличались пламенным революционным энтузиазмом, овладевшим широкие массы.  Почему то термин «социалистическая революция» закрепился лишь за взятием Зимнего дворца, гражданской войной. Но «сусловисты» зачастую не применяли это понятие к коллективизации, индустриализации, культурной революции, Победе в Великой Отечественной войне. Между тем, социальная революция означает коренной, всесторон-ний переворот в обществе – от базиса до настройки. Строительство социализма было настоящей революцией и относиться  к этому делу нужно было на всех этапах по-революционному! Так и относился И.В.Сталин, бывший настоящим вождем социалистической революции. Отход от революционного подхода к строительству социализма на третьем этапе, угасание социальной революции и было одной из важнейших  предпосылок гибели СССР.
      5.Есть ли основное противоречие социализма?         На третьем этапе  социальная революция угасла, оставшись незавершенной. Следует выяснить, какие закономерности лежали в основе  ее угасания? Обнаружить подспудные процессы, подрывавшие изнутри молодое, растущее социалистическое общество можно лишь применяя всеобщий метод научного познания – конкретно-исторический подход, метод материалистической диалектики, исторического материализма. Марксизм учит подходить к любому явлению в жизни  исторически,  - видеть его в развитии, а источник развития находить в единстве и борьбе противоположностей в  сущности любого явления природы или общественной жизни. Жизнь общества определяется необходимостью обеспечивать человечество пищей, одеждой жилищем – материальными благами. Отсюда главными движущими силами  становятся развитие производства этих благ и борьба за их распределение. И в человеческом обществе господствует закон борьбы за существование, который в частности проявляется в законе классовой борьбы.
       К. Маркс раскрыл основное противоречие капитализма как противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения. А присуще ли социализму свое основное противоречие? Сусловисты категорически это отрицали. С заменой частной собственности общественной плоды общественного труда поступали в распоряжение социалистического общества, исчезала эксплуатация, распределение по труду соответствовало общественному характеру производства. – Отсюда делался вывод:  возникало нерушимое единство личных и общественных интересов! Казалось бы все верно! – С позиций метафизики! Но диалектика учит, что любое единство противоположностей временно, относительно, их борьба абсолютна! Да, с одной стороны, с уничтожением частной собственности действительно возникло единство личных и общественных интересов. Отдельный индивид не может себя в одиночку прокормить! Общественная собственность, плановое хозяйство позволяли объединить труд миллионов людей и направить к единой цели, создать условия для роста благосостояния всего народа и каждой семьи! За годы советской власти коллективным трудом была поднята экономика, обеспечены рост жилищного строительства, бесплатное образование, медицинская помощь, возможность получать духовное богатство.   Массы были обеспечены питанием и  первостепенными материальными благами. Однако общественные и личные интересы, взаимопредполагая друг друга, в то же время остаются противоположностями, между которыми неизбежно возникают и  противоречия. Общественные интересы порождаются общественными потребностями. В интересах всего общества  необходимо развитие производительных сил, укрепление обороны, образования, медицины, содержание всех государственных органов, и прочих общественных нужд.  Отсюда в СССР обеспечивался приоритет общественных интересов, что отражалось даже в песне: «Сначала подумай о Родине, а потом о себе!»
        Где берутся средства для обеспечения общественных интересов? У нас был лишь один источник - труд индивидуума, который создает необходимый продукт для себя и прибавочный продукт – продукт для общества. Суровая необходимость  вынуждала нас идти на ограничение «продукта для себя», чтобы обеспечить в первую очередь  общественные потребности, общественный прогресс!  Социалистические отношения, основанные на общественной собственности, плановом ведении хозяйства  соответствовали общественному характеру производительных сил. Но это соответствие не исключало возникновения противоречий внутри социалистического способа производства. Необходимость в кратчайший срок преодолеть отставание от развитых стран капитала, укрепить оборону в условиях постоянной угрозой войны требовала форсированного развития тяжелой индустрии – группы «А» - в первую очередь машиностроения, энергетики за счет других отраслей – группы «Б», которые обслуживали личные потребности граждан в «ширпотребе», питании и т.п. Потому наша экономика в силу исторических условий ее развития была искусственно деформирована, за счет перекоса в сторону тяжелой индустрии. Отсюда и происходил источник постоянных дефицитов, очередей, вызывавших недовольство. Личные потребности, интересы, притязания – «Хочу!» на каждом шагу вступают в противоречие с «Могу!,- с возможностями общества удовлетворить  все возрастающие личные притязания. Чтобы создать товарное изобилие, нужен  предварительный опережающий рост производства средств производства, что возможно лишь за счет ограничения личных потребностей. Можно так сформулировать основное противоречие раннего социализма:  это противоречие между общественными потребностями, интересами и личными интересами,  между личными притязаниями и возможностями общества в их удовлетворении.
         Почему указанное противоречие можно признать «основным»? Потому, что из него исходит целая система других производных противоречий – от сознания отдельного человека до противоречий всей социальной системы. В основном противоречии находило отражение и противоречие между производительными силами и производственными отношениями, характерное для ранней стадии становления социализма, когда не было еще возможности создать изобилия всех благ.  Основное противоречие находило выражение уже в сознании отдельного советского человека.  Ленин говорил, что в сознании крестьянина – середняка выражаются две души: душа труженика и душа собственника. И сознание рядового советского человека даже после торжества коллективизации оставалось противоречивым. С одной стороны, работа в трудовом коллективе, отражалась в сознании  как душа коллективиста, труженика. С другой стороны, личные  материальные потребности находили выражение в сознании  как душа потребителя, мелкого собственника.
        Личные потребности на той ступени развития СССР могли быть удовлетворены в ограниченном масштабе, не полностью. Не следует закрывать глаза. Значительная часть населения еще проживала в коммуналках, бараках, старых домах, подлежащих сносу, нуждалась в улучшении жилищных условий. Миллионы еще оставались низкооплачиваемыми, их потребности удовлетворялись на минимальном уровне. А объективным законом социалистического общества было максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей. Отсюда и вытекала борьба за распределение материальных благ, которое пронизывала все общество снизу доверху.   Эксплуатация исчезла, распределение осуществлялось по труду. Принцип распределения по труду в свою очередь порождает новые противоречия – ведь качество и количество труда у людей различно, а потребности не зависят от величины трудового вклада,  постоянно растут.  Из основного противоречия возникало противоречия в каждом трудовом коллективе между необходимостью в первую очередь соблюдать общественные интересы, выполнять план, бороться за высокое качество продукции и стремлением многих членов коллектива ради сбережения своих сил находить способы увеличить свои личные доходы за счет общественных интересов. И в социалистическом обществе велась борьба между индивидами за распределение благ, за власть, которая позволяет улучшить свое материальное положение, за лучшие условия существования, что в конечно счете вело к социальному расслоению на более и менее обеспеченных людей. Социалистическому государству доводилось вести неустанную борьбу с попытками поставить свои личные интересы в противоположность общественным.
           Из основного противоречия вытекали две противоположные тенденции, борьба которых, в конечном счете, определила судьбу СССР. Общественные потребности и интересы порождали в обществе коллективистскую, коммунистическую, революционную тенденцию. Противопоставление личных потребностей общественным интересам порождало в обществе, мелкобуржуазную, оппортунистическую, ревизионистскую тенденцию, переросшую, в конечном счете, в контрреволюционную, реставраторскую!
         Обеспечение общественных потребностей и личных потребностей, требовало соблюдения определенного баланса и тогда сохранялось единство личных и общественных интересов, единство советского общества. На первом и втором этапе социальной революции широкие массы советского народа признавали приоритет общественных интересов и были полны энтузиазма в строительстве социализма. На третьем этапе, по мере угасания социальной революции, это единство нарушается, все чаще личные интересы вступают в противоречие с общественными. Горбачевская «Катастройка»  подорвала единство производительных сил и производственных отношений в СССР, нарушила сложившийся ранее баланс и это послужило одной из причин гибели СССР.
     6. Социально-психологические типы людей и их роль в судьбах СССР.      Кто именно стремился противопоставить свои личные притязания общественным потребностям и интересам?  Откуда же появились в социалистическом обществе – обществе трудящихся будущие могильщики социализма, реставраторы капитализма? Горбачев, Яковлев, Ельцин, Кравчук и прочие были детьми колхозников, всем своим возвышением были обязаны советской власти, социалистическому строю – почему же они стали главарями буржуазной контрреволюции? Почему они получили поддержку в КПСС,  в среде значительной части интеллигенции, вышедшей из народа, даже среди части рабочих – шахтеров? Мы привыкли при характеристике человека учитывать прежде всего его анкетные данные: каково классовое происхождение, национальность, общественная деятельность, производственные показания.  Что ж, у могильщиков социализма анкетные данные были безукоризненные, никто бы не мог предположить, что с такими данными они могли стать изменниками Родины, классовыми врагами!
       Ответить на поставленные проблемы можно лишь дополнив привычный классовый подход – « социально-психологическим»!   Человек – часть живой природы и по своей сущности есть единство противоположностей: с одной стороны, унаследовал от животного происхождения организм с животными инстинктами, с другой стороны -  он общественное существо, с присущей лишь человеку духовной жизнью, разумом. Инстинкты – пищевой, половой, самосохранения, собственнический находятся в подсознании и, в конечном счете, определяя материальные, личностные потребности. Конечно, эти инстинкты подчиняются рассудку, «очеловечиваются» в большей или меньшей степени. От  степени соотношения животного, инстинктивного и духовного, общественного человек относится к тому или иному социально-психологическому типу личности -  к альтруистам, эгоцентристам, умеренным эгоистам, гражданам или мещанам. Альтруисты – это вершина человечности, люди обладающие чувством сострадания, для которых общественные интересы становятся их личными интересами, неподвластные своим инстинктам.  Из их среды происходят те, кто олицетворяют Ум, Честь и Совесть человечества, истинные Коммунисты, партийные или беспартийные. Именно альтруисты в советском обществе были самыми идейными выразителями и защитниками общественных интересов, коммунистической, революционной тенденции. Противоположность им – эгоцентристы – люди, у которых на первом месте стоит «Я», «Мое» - своя личная выгода продиктованная животными инстинктами. Они-то и были выразителями в советском обществе ревизионистской, оппортунистической, реставраторской тенденции, носителями вируса, микроба, раковых клеток реставрации капитализма.
    Альтруистов и эгоцентристов, которые рождаются и в семьях крестьян, рабочих, интеллигентов  насчитывается в обществе всего по 10%. Подавляющее большинство – до 80% населения принадлежит к умеренным эгоистам - людям, для которых личный интерес на первом месте, однако способным учитывать и общественные интересы. Среди них немало людей, у которых эгоистические черты переплетаются с альтруистическими чувствами. В отличие от эгоцентристов они не стремятся к власти, обогащению, но хотят жить «не хуже других людей». Однако умеренные эгоисты в истории всегда колеблются между альтруистами и эгоцентристами в зависимости от условий своей жизни. Есть еще одна важная градация: деление на граждан и мещан. Гражданин – это человек близко к сердцу воспринимающий интересы Отечества, патриот, готовый жертвовать собой за общее дело. Мещанин это обыватель, интересы которого ограничены  узким кругом личных потребностей, равнодушный к судьбам Родины. Гражданами были альтруисты и в определенный период часть умеренных эгоистов. Большая часть эгоистов составляла многочисленное племя обывателей-мещан. Эгоцентристы могли надевать маску гражданина, оставаясь в душе закоренелыми мещанами!
      Историю творят люди, руководствующиеся интересами, сознаниями. И в судьбах СССР перечисленные социально-психологические типы сыграли свою роль. На первом, втором этапах социальной революции в СССР развитие общества определяли альтруисты, показывая пример идейности, самоотверженности. Тогда большая часть умеренных эгоистов, сознавая, что их личное благополучие зависит от общего подъема, шли за альтруистами, будучи активными гражданами.
       Эгоцентристы то выжидали, боясь подставить себя под пули, то старались пробиться наверх, надевая маску «граждан»- общественников. На третьем этапе, когда социальная революция стала угасать, эгоцентристы прорвались  к власти и привели СССР к гибели.
      Почему эгоцентристы, которыми были по складу своей натуры Горбачев, Ельцин, Кравчук, Шеварднадзе и т.п. смогли оказать во главе КПСС? Почему дух революции, массовый энтузиазм сменился в  жизни СССР  в 80-е годы духом потребительства, мещанства?
    7. С чем было связано угасание социальной революции в СССР? 
      На протяжении второго этапа, в начале третьего этапа социальной революции в СССР были достигнуты эпохальные победы. СССР стал второй сверхдержавой мира, достигнут военно-стратегический паритет со всем блоком НАТО и империалисты были вынуждены были хоть на словах признать  «принцип мирного сосуществования», образовалась мировая социалистическая система во главе с Советским Союзом. Эти успехи послужили для сусловистов основанием провозгласить тезис о «полной и окончательной победе социализма». Однако, на деле, эта победа не была еще ни полной, ни окончательной, в СССР сохранялись предпосылки реставрации капитализма, что и произошло в итоге горбачевской  «перестройки». К началу 80-х годов социализм в СССР еще не был полностью построен, сохранялись пережитки капитализма и рано было еще говорить о переходе к «развернутому строительству коммунизма», о построении «развитого социализма», о чем трезвонили во времена правления Хрущева и Брежнева. Предстояло еще решить задачи третьего этапа социальной революции. В чем они заключались? Необходимо было еще многое сделать для построения развитого социалистического общества, чтобы победу социализма в СССР сделать не только полной, но и окончательной. Для этого нужно было обеспечить победу над капитализмом в экономическом соревновании, превзойти наиболее развитые капиталистические страны по всем важнейшим показателям экономики. Какие задачи предстояло решить в первую очередь?
   Прежде всего, догнать и превзойти страны капитала в овладении достижениями научно-технической революции и на этой основе – в производительности труда, которая в СССР была ниже в 2-4 раза, чем в развитых странах. На этой основе следовало ликвидировать накопившиеся за десятилетия деформации в экономики, обеспечить такой рост отраслей, обеспечивающих личные потребности, чтобы достичь изобилия товаров, преодолеть нехватки, дефициты. Подъем экономики позволил бы снять социальные противоречия, связанные с различиями в уровне жизни различных слоев советского народа.  Важной задачей было преодоление наметившегося разрыва между партией и народными массами  на основе развития социалистической демократии. Однако эти задачи социальной революции не были решены, революция пошла на спад.. Наоборот, в 60-80-е годы в молодом социалистическом обществе стали накапливаться противоречия, которые привели его к гибели. Эти противоречия не были своевременно вскрыты и разрешены из-за господства сусловизма, самолюбования, чванливой пропаганды, построенной по принципу «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс»! Что же привело к угасанию социальной революции в СССР на ее третьем этапе?
      В 60-80-е годы наступил перелом, который заключался в перерождении и вырождении значительной части советского народа и самой КПСС, утратившей революционный характер. Именно этот  перелом и привел к угасанию революции, созреванию предпосылок контрреволюционного переворота.  Рассмотрим вначале, каковы были движущие силы первого и второго этапа социальной революции в СССР? Революцию осуществляли старшие поколения – наши отцы, деды и прадеды, отличавшиеся высоким  пролетарским классовым самосознанием, которое сыграло роль атомного реактора. Их подняла на революцию копившаяся веками непримиримая классовая ненависть  труженика – крестьянина, рабочего к помещику, капиталисту, к чиновничеству, к социальной несправедливости,. при которой они оставались «ничем» и жгучая мечта о Светлом Будущем, о времени, когда тот, кто был ничем станет «всем», хозяином своей страны, будет покончено с нищетой, бедностью, обеспечатся насущные потребности народных масс..Ярче всего это сознание и дух нашло выражение в партийном гимне «Интернационал». Тогда на ведущую роль в обществе выдвинулись истинные коммунисты – альтруисты, которые показывали пример самоотверженности, вели за собой, увлекая и массы умеренных эгоистов, понимавших, что их благосостояние возможно поднять лишь общим трудом, сложился союз рабочих и крестьян. Авангардом социальной революции была ВКП/б/ во главе с вождем – И.В.Сталиным, выражавшая коренные потребности рабочего класса и всех трудящихся, в которой большинство принадлежало настоящим революционерам – борцам за социализм.
          Но что сталось на рубеже 60-х-80-х гг.? Произошел перелом в сознании значительной части народных масс, который привел к  вырождению и перерождению,  соответственно и в рядах КПСС. Этот перелом был связан со сменой поколений в советском народе. Младшие поколения, вступавшие в жизнь в 60-80-е годы, родившиеся уже в СССР, в значительной части уже лишились высокого  пролетарского классового сознания старших поколений, двигавшего горы, творившего легендарные чудеса. Часть советских людей,  принадлежавшая альтруистам, и близких к ним, восприняла от отцов и дедов революционные, боевые и трудовые традиции и совершали трудовые подвиги, сражались героически в Афганистане, сохраняли достоинство советского человека. Но у все большей части  людей классовое самосознание размагничивалось, испарялось. Решающая  причина в том,  что они уже не испытывали на собственной шкуре капиталистического гнета, образы капиталиста, помещика, кулака представлялись им абстрактными, не касавшиеся их кровно, к тому же они лишены были в силу своего эгоизма чувства сострадания. Советскими они оставались только по названию, по факту прописки. У них на первое место выходят приобретательские инстинкты, родившись на готовом, они требовали от общества – «Дай»! Свои личные потребности, притязания они выдвигали на первое место в противоположность общественным интересам. Классовая идеология у них заменялась потребительской, мелкособственнической. «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше!», «Мне все равно, как это называется – социализм, капитализм, лучше там, где больше платят!», «Своя рубашка ближе к телу!» - в этих поговорках и выражалась смена  пролетарского классового самосознания потребительской психологией, которая получила распространение и среди значительной части рабочих, вырождавшихся теперь в «работяг»!
        Империализм в 70-начале 80-х гг. усилил холодную войну против СССР, нагнетая международную напряженность, разжигая войну в Афганистане, провоцируя СССР на усиление военных расходов. Это способствовало тому, что более 20% экономики работали непосредственно на оборону, отвлекая гигантские средства от развития легкой промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, не позволяя одолеть деформацию советской экономики. Это вело к проигрышу соревнования в увеличении материального уровня советского народа в сравнении с наиболее богатыми странами Запада. Обыватели сравнивали не то, что было у нас раньше и стало теперь, а что  «там» и что « у нас», забывая о величайших благах, которыми они пользовались бесплатно.
      В 70—х-80-х гг. в СССР обостряются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, породившие назревание кризиса роста.    Гигантский размах роста экономики требовал коренного улучшения системы управления на основе всеохватывающей компьютеризации, по системе, разработанной академиком Глушковым. На реализацию его замыслов в тот момент не хватило средств и политической воли. Управление должно было учитывать 1 млрд. связей-скреп -  между тысячами предприятий и не справлялось с этой задачей, порождая дефициты. Предметы потребления по своему дизайну, качеству во многом уступали импортным, за которыми обыватели просто охотились.
          Все перечисленное выше способствовало обострению основного противоречия социализма, стремлению эгоистично настроенных людей противопоставить личные притязания общественным интересам, угасанию духа социальной революции.
8. Складывание предпосылок контрреволюционного переворота.
   Решающую роль в гибели СССР сыграло перерождение КПСС. В 20-40-е годы партия была авангардом социальной революции . Условием ее авангардной роли было укрепление живой связи со всей массой трудящихся.  В первые годы советской власти В.И.Ленин постоянно тревожился, чтобы эта связь укреплялась. Он неоднократно высказывался против первых признаков, комчванства, обюрокрачивания. Ленин требовал, чтобы число членов ЦК партии было увеличено до 50-100 за счет рабочих с производства, чтобы число членов Рабкрина – Рабоче-крестьянской инспекции было доведено до 400 человек. Чтобы для заместителей Председателя Совнаркома побирались помощники из Наркомата рабочей и крестьянской инспекции. «Приучая их к работе и проверяя их работу, в особенности добиваясь расширения участия беспартийных рабочих и крестьян в этой работе/ дело исключительно трудное, но в о же время такое, без постепенного развития которого Соввласть неминуемо обречена на гибель/». Ленин добивался чтобы деятельность всех руководящих работников, начиная с первого секретаря была под контролем, чтобы на заседаниях Политбюро участвовали члены КПК и Рабкрина, могли сделать запрос любому лицу, потребовать обоснования. И чтобы в целом партия была под контролем беспартийных. Если  бы эти указания были реализованы, то КПСС не оторвалась бы от масс, не потеряла бы авторитета в их глазах. И И.В.Сталин призывал укреплять связь партии с массами, напомнив древний миф об Антее и Гее. Великан Антей, сын Геи – Земли был непобедим, получая силу от матери. Но когда Гераклу удалось оторвать его о земли, он смог его задушить. Так и партия непобедима, пока как Антей с Геей, получает поддержку от масс. Но в70-х-80-х гг. эта связь оказалась подорвана. В глазах беспартийных масс партия все более превращалась в чиновничью корпорацию, занятую лишь собственным обогащением. Из авангарда революции после ухода из жизни И.В.Сталина  партия все более бюрократизировалась, став на рельсы ревизионизма и оппортунизма.
          С чем связано было это перерождение? В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибло 3 млн. коммунистов из 5 млн. членов партии – лучших - из лучших! На их место, после войны, в партию, наряду с идейными людьми, вступило немало карьеристов, ведь без партбилета нельзя было подняться по карьерной лестнице. В 60-80 гг. оказалось, что в руководстве партией, хозяйством, наукой, искусством вместо истинных коммунистов  оказалось множество эгоцентристов, носителей вируса, микроба реставрации! Чем это можно объяснить? И партии, и экономике, всем сферам общества требовались сотни тысяч руководителей, призванных представлять и защищать общественные интересы.  С должностью руководителя мог справиться лишь человек обладающий умением руководить людьми и профессиональными знаниями. Где их найти? И тут эгоцентристы оказались первыми в конкурсе на руководящее место! Обладая с детства тщеславием, самолюбием, целеустремленностью, железной хваткой, настырностью в достижении личных целей, в сочетании с природной памятью, хорошим образованием, умением говорить, они обладали к тому же способностью к мимикрии. В мирное время, с детства, многие из них быстро приспосабливались к окружающей среде, прорываясь в ряды актива, изображая из себя общественников, граждан, верных ленинцев, пробиваясь в начальство. Ликвидация чисток, сталинских методов управления страной, создавала для них благоприятные условия «роста». И горбачевы, ельцины, кравчуки, шеварднадзе карабкались с одной ступени карьерной лестницы на все более высокую, пока не оказались во главе партии и государства. Так внутри партии возникла «пятая колонна», на которую смог опереться империализм. Среди руководителей были и истинные коммунисты, оставившие по себе благодарную память, но в 60-80-х гг., в связи со сменой поколений, они оказались в меньшинстве. Переродившаяся часть партийной номенклатуры, в душах которой вместо коммунистической идейности гнездился эгоизм, алчность, тщеславие, стяжательство и стала авангардом могильщиков СССР.
        Спасибо Ельцину! В своей книжонке «Исповедь на заданную тему», он позволил заглянуть в душу типичного карьериста-эгоцентриста. Получив назначение стать министром строительства, Ельцин переехал в Москву из Свердловска. Ему предоставили служебную дачу. А там на всей мебели бирки УД ЦК КПСС. «Тут забавно то, – саркастически замечает будущий убийца СССР- что ничего им самим не принадлежит. Все самое замечательное, самое лучшее – дачи, пайки, отгороженное от всех море – принадлежит системе. И она как дала, так и отнять может». - Все казенное, « а где же мое?!» вопрошает Ельцин. Вот она разгадка! Часть номенклатурщиков, души которых пропитаны были не высокими идеями, а эгоизмом, стяжательством мечтали о собственности, которую можно присвоить, передать в наследство. Ведь при советской власти всеми благами они пользовались временно, пока были на службе. Вот откуда росли замыслы будущего переворота! «Пятая колонна» складывалась и в союзных республиках. Выпестованная из «национальных кадров» республиканская партократия стремилась захватить собственность и власть в республиках целиком в свои руки, освободившись от власти Центра. Местные кравчуки ждали своего часа – «часа Х»!
       Тяжелейший удар по международному коммунистическому движению нанес Хрущев.  Очернительная антисталинская кампания, утопические почины и начинания Хрущева, выдававшиеся за  «дальнейшее развитие марксизма-ленинизма», положили начало победе ревизионизма, оппортунизма в рядах КПСС в виде «сусловизма      Почему марксизм-ленинизм в КПСС сменился его фальсификацией –  «сусловизмом»? Тут были свои причины. Разработчиками оппортунистических, ревизионистских идей были эгоцентристы, проникшие в ряды КПСС. В тайниках души они были готовы капитулировать перед империализмом, рассчитывая занять ведущее место в будущем  неокапиталистическом обществе. Однако ревизионисты нашли поддержку и среди большинства членов партии, и в народной массе. Почему? Оппортунистическая тенденция отражала настроение более отсталых масс, потерявших классовое самосознание, погрузившихся в потребительство. Условия жизни – нехватка самого необходимого после разрушительной войны, отставание легкой промышленности, сельского хозяйства от растущих потребностей, порождали стремление приобретать, отдаться  радостям жизни. «Красиво жить не запретишь!» - таким был популярный лозунг обывательской массы. Необходимость ограничить свои потребности в связи с возможностями страны вызывал у многих протест. Обострение борьбы с мировым империализмом в условиях «холодной войны», миражи «сладкой жизни « за рубежом, утрата классового самосознания у широких масс способствовали  тяге к капитуляции перед империализмом в расчете на принятие в «цивилизованный мир». К тому же, СССР был первопроходцем. Противоречия молодого общества еще скрывались под покровом  формального «единства советского народа». Головокружение от успехов, от нашей Победы, порождало комчванство. Плюс кампания «разоблачения сталинизма», начатая Хрущевым, запугивание призраком Гулага, репрессий. И еще  подрыв веры в близкое наступление коммунизма в связи с провалом утопических прожектов Хрущева. Все это, вместе с изменением состава КПСС, где большинство составляло «болото» из умеренных эгоистов, способствовало поддержке ревизионизма, оппортунизма – «сусловизма» в рядах КПСС.
9. Обострение социальных противоречий в советском обществе .
     Могильщики социализма, пробравшиеся в руководство КПСС нашли поддержку среди части трудящихся. Почему?  На третьем этапе движущие силы социальной революции потеряли силу и революция сменилась социальной эволюцией.    В связи с утратой классового самосознания и перерождением КПСС, рабочий класс утратил свою роль гегемона советского общества, а государство перестало быть диктатурой рабочего класса. Трудящиеся лишились чувства хозяина своей страны, так как вся сила власти перешла в руки чиновников, «номенклатуры». В управлении социалистическим обществом в 50-8—гг. взяли верх формально-бюрократические методы, социалистическая демократия приняла формальный характер, поскольку вся власть переходит в руки чиновничьей бюрократии. Привилегии, которыми пользовалась номенклатура, начальство демонстрировали расхождение слов и дел, вызывали озлобление низов. Авторитет партии в массах падает. В связи с ростом социального расслоения, деления общества на «верхи» и «низы» растет отчуждение трудящихся масс от партии и государства. Наибольшее недовольстве назревало среди интеллигенции, откуда черпали свои кадры диссиденты,  выдвинувшиеся в 60-е годы. Интеллигенция была недовольна и партийным контролем, и  низкой оплатой своего труда, продиктованной ограниченностью товарной массы, находившейся в распоряжении государства.  Рост дефицитов, сбои в снабжении, неконкурентность советского ширпотреба в сравнении с импортным, вызывала недовольство потребительской массы. Утрата классового самосознания  среди рабочих, большей части населения, погрузившегося в угар потребительства, потеря авторитета КПСС в массах, рост «теневой экономики» создавала благоприятные условия для готовившегося переворота.      Мне вспоминается талантливый фильм Рязанова, построенный по принципам критического реализма –«Вокзал для двоих». Атмосфера привокзального ресторана, базара, где масса занята спекуляцией, торговлей, пьяным разгулом – и ни слова о великих идеях, ради которых свершалась революция, создавался, строился СССР, отражает одну из граней  предсмертных лет советской власти.
    Мировой империализм ускорял происходившие процессы и умело дирижировал приближением гибели СССР. Их разведка сделала ставку на молодого, но гнилого душой, шустрого Горбачева и способствовала его выдвижению в генсеки.    Проникновение эгоцентристов на руководящие посты в партии и государстве создавали условия для подготовки контрреволюционного переворота. Переродившаяся часть интеллигенции, обывателей-мещан среди трудящихся, «теневики» во главе с  переродившейся, ревизионистской частью партократии и стали движущими силами созревавшей контрреволюции.
       10. Горбачевская «Перестройка» - «Катастройка» как смертельный удар по основам СССР.   Контрреволюция «в себе» созревавшая в душах эгоцентристов, мещан-обывателей стала реальной контрреволюцией  «для себя» в годы горбачевских «реформ».
     Либералы ныне говорят, что Горбачев, мол, желал сделать как лучше, он был вынужден пойти на свои реформы для выхода из «застоя», но кое-где ошибся, не рассчитал.  Нет!  Горбачев был не один. Вокруг него сформировалась клика из прогнившей части партократии и переродившихся «интеллигентов». В  «перестройке» явно просматривается четкий замысел контрреволюционного буржуазного переворота! Три направления «перестройки» - «гласность», «демократизация», «экономическая реформа» были взаимосвязанными смертельными ударами по самым основам СССР. Горбачевская клика подорвала идеологические принципы, на которых строился Советский Союз с помощью кампании антисталинизма, антикоммунизма. Она развязала руки  всем контрреволюционным силам под лозунгом «плюрализма», «демократизации». Была подорвана плановая система и создан экономический хаос, созданы возможности  для  первоначального накопления капитала за счет ограбления государства и народа. Горбачевская клика пошла на капитуляцию перед империализмом, совершив предательство Родины. Характеризуя политику руководства, ставшего во главе великой страны, А.Зиновьев писал: « Оно по своей инициативе, добровольно капитулировало перед Западом, само приползло на коленях к противнику со слезливыми мольбами принять добровольную капитуляцию.. На Западе не ожидали такого щедрого подарка…И этот уникальный идиот – правитель и уникальный предатель в приступе уникального тщеславия, вознамерился тем самым начать «перестройку» всей планеты, всего человечества».
       Расшатав основы СССР, горбачевская клика вызвала острейший экономический и социально политический кризис, толкнув массу умеренных эгоистов, впавших в отчаяние при виду опустевших прилавков в лагерь контрреволюции. Контрреволюционный переворот завершил Ельцин, перехватив у Горбачева его инициативу. Академик Раушенбах, один из основателей советской космонавтики так характеризовал этого кумира либеральной интеллигенции и обывателей-мещан: «Ельцин – редкий негодяй, который развалил Советский Союз. Он будет записан в историю России не просто черными буквами, а дегтем, как особо позорная фигура. Более позорного человека, чем Ельцин я не знал». Вокруг Ельцина перегруппировалась либеральная интеллигенция и переродившаяся часть партократии, которая ранее была опорой Горбачева. «Дебилизация», охватившая массы в связи с «перестройкой» и разочарованием в Горбачеве, позволила Ельцину добиться избрания сначала Председателем Верховного Совета России, а затем – стать президентом РСФСР. Он поддержал и «пятую колонну»  в национальных республиках.  Попытка спасти СССР, предпринятая ГКЧП, провалилась. Беловежские соглашения провозгласили ликвидацию СССР. СССР был уничтожен.
   11.  Почему же оказалась возможной победа контрреволюционного переворота, гибель СССР?
    Переплелись объективные и субъективные предпосылки победы контрреволюции.  Великая Октябрьская социалистическая революция была  самой ранней революцией  в отсталой стране - России и новое общество было еще молодым, незрелым, противоречивым.  Победа социализма была неполной и неокончательной, реставрация капитализма оказалась возможной.
     В 80-х – 90-х.гг. ХХ столетия против СССР объединились три силы контрреволюции. Во-первых, это был мировой империализм во главе с США,  обладавший  большим перевесом, стремившийся подорвать СССР извне и изнутри с помощью «холодной войны».
     Вторая сила – сформировавшаяся внутри СССР «пятая колонна» контрреволюции, которая и была возглавлена Горбачевым, Ельциным и их приспешниками из числа переродившихся владельцев партбилетов, части «творческой» интеллигенции, проникнутой эгоцентризмом.
     Третья сила – переродившаяся часть трудящихся, лишившаяся классового самосознания, не ценившаяся завоеваний социализма, возмечтавшая о миражах потребления на Западе. Горбачевская «перестройка», оголившая прилавки, толкнула эту часть в лагерь контрреволюции. Одни приняли участие в антикоммунистических демонстрациях, митингах, шахтерских забастовках проходивших в 1989-1991гг., голосовали  за избрание Ельцина, Собчака и прочих «демократов»,  другие стояли в стороне, когда рушили советскую власть, запрещали КПСС, расстреливали Верховный Совет России, выжидая, когда наступит обещанный «рыночный рай», хотя и не помышляли об отказе от социализма и СССР. 
       .Вина за гибель СССР падает не только на явных иуд-предателей, типа Горбачева, А.Яковлева, Ельцина, Кравчука, шеварднадзе и им подобных, но и на широкие обывательские массы, которые поддались антикоммунистической обработке в годы «Гласности». Характеризуя эти черные годы, А.Зиновьев писал: «Общее помутнение умов, массовое сумасшествие,  извращенность сознания и поведения… Сознание ненормальности, убогости и даже преступности своего бытия овладело людьми». Выдающийся писатель Ю.Бондарев отмечал: «Часть народа заражена порчей. Эта часть стала недоброй, завистливой, пропитанной желанием беззаботной жизни, легкого богатства, ее не трогают чужие беды, чужая боль, чужие несчастья».
     За предательство одних, за умопомрачение других в эти черные годы, последующим поколениям придется расплачиваться  миллионами собственных жизней!
       Почему же удалось осуществить план подрыва СССР? Помимо объективных и субъективных предпосылок, сыграла роковую роль то, что Горбачев действовал в маске Генерального секретаря ЦК КПСС, Президента СССР используя авторитет этих постов в глазах партии и народа, под прикрытием лживых фраз о «новом политическом мышлении», «социализма с человеческим лицом», используя демагогию и прямой обман. И отсутствие опыта масс – ведь трудно было даже себе представить возможность такого коварного, гигантского лицемерия и обмана!      Нужно признать, что часть советского народа в лице молодых поколений, не выдержали экзамена на политическую зрелость, став частично активными или пассивными пособниками контрреволюции.
     Все  перечисленное  выше объясняет, почему Горбачев не был своевременно изобличен, почему ни большинство членов КПСС, ни армия, КГБ, правоохрани- тельные органы и широкие массы не оказали сопротивления  контрреволюци--онному перевороту. Истинные коммунисты, видевшие эту опасность, были в партии и народе в меньшинстве, разобщены и не смогли оказать сопротивления.
         Является ли реставрация капитализма на месте расчлененного СССР окончательной и вечной?- Нет, нет и нет! Память об СССР нетленна и зовет к борьбе!  А.Зиновьев так характеризовал место СССР в истории: « Советский период  русской истории был не провалом, а, наоборот, самым значительным процессом. Нужно быть просто циничным негодяем, чтобы отрицать то, что было достигнуто и сделано именно благодаря коммунизму. Потомки, которые более справедливо отнесутся к нашему времени, будут поражены тем, как много было сделано в нашу эпоху, причем – в тяжелейших исторических условиях…Это была трагическая и беспрецедентная по трудностям история. Будь в стране иной социальный строй, она была бы разрушена и растащена по кусочкам. Страна выжила главным образом благодаря новому социальному строю – коммунизму».
      Уже 20 лет, прошедших со времени буржуазного переворота, широкие массы испытывают  на себе капиталистический гнет. Бытие определяет сознание! И начинают  рушиться антикоммунистические догмы, на время затмившие разум, пробуждается ностальгия по СССР, начинает складываться классовое самосознание. Пока еще это только первые шаги. Но развитие идет именно в этом направлении. И спираль развития человечества с нисходящего  витка неизбежно перейдет к восходящему!  Придет время, когда сложатся условия для новой революционной ситуации, когда из среды молодежи возникнет боевое племя новых революционеров, истинных коммунистов, возникнет боевая, революционная коммунистическая партия и гром пролетарской революции грянет с новой силой!
    СССР жил, СССР продолжает жить в наших  сердцах, СССР будет жить!

Добавить комментарий (всего 3)

Не знаю, мне кажется, что мое понимание проблем построения социализма в СССР, которым я здесь делюсь, не воспринимается. О причинах судить не стану. И все же ... Еще раз попытаюсь поделиться своим пониманием поднимаемых здесь проблем. В книге изложено все очень верно, однако, не поверят мне, достаточно поверхностно. Ведь эти сусловы, горбачевы, ельцины и еже с ними не с неба свалились, они - выкормыши советского общества. А это говорит о том, что далеко не все в нас было в порядке с революционной чистотой, на что уповает (очень даже правильно!) автор. То, что путь до полной ликвидации пережитков буржуазного влияния на сознание советских граждан должен быть революционным, не подлежит никакому сомнению. Однако под революционостью движения следует понимать научно обоснованное, жесточайше целенаправленое движение по пути построения коммунистического общества (с учетом непопирания свобод,приобщения рабочго класса к реальной власти и пр.). Почему-то никто не вспоминает сегодня о тех мужественных ученых, которые на всех этапах построения социализма били во все колокола о смертельном влиянии на советскую экономику так званых "товарников". Присмотритесь внимательной к сталинской работе "Экономические проблемы социализма в СССР", в которой И.В.Сталин практически извратил сущность предложений некоторых очень серъезных своих оппонентов, а в 60-70-е годы также "топтали ногами" отчаянных ученых (достаточно вспомнить А.А.Фетисова, который 25 лет "лечился" в психушке). А ведь и поныне преобладающее большинство борцов за возврат на социалистический путь развития так и не разобрались в данной трагической проблеме, проявляют безучастность к ней. Ведь строили социализм без чертежей и лекал. Ну когда строят обычную сельскую избу без техдокументации, то это еще поддается осмыслению. Но как можно построить небоскрёб без надлежащей документации? Именно в таком положении, как ни странно это себе представить применительно к технически оснащенному СССР, оказалось построение первой фазы коммунизма. Вот в этом парадоксе зигзага истории надобно было кому-то разобраться, тогда, гляди, и путь по-новому немедля открылся бы в чудесное будущее. Ведь нельзя было строить социализм на стоимостной (капиталистической() основе. И здесь же вопрос: каким же должен быть социалистический способ производства применительно к экономическим этапам развития? А ведь ответа нет и поныне. Я хочу обратить внимание читателей на вопрос последствий косыгинской реформы (1965г.). Все мы знаем, что эта реформа стала началом укрепления капиталистического пути хозяйствования в СССР. Но с внешней стороны эта реформа как буд-то внесла прогресс в развитие экономики. Ведь когда за счет ослабления централизации налога с оборота усилили прибыльность предприятий, то доходность последних позволила резко активизировать жилищное строительство. И этот процесс набрал огромных (прямо таки революционных масштабов), чего не могло быть при И.В.Сталине сразу же после войны. Этим строительством вроде как следует гордиться.Но ведь был и другой процесс: предприятия из-за своей прибыльности начали так рвзвивать свои материальные запасы, что практически поставили центральное планирование в крайне неустойчивое положение. В результате экономика стала затратной, а сами предприятия постоянно не вылезали с приписок реализации продукции.Но в сознании граждан осталось приятное воспоминание о советском строительстве. А на деле все это было поставлено с ног на голову. Почему? Да потому, что так и не поняли как следует строить социализм, не разработали сответствующую документацию. Так что выискивать среди бывших советских руководителей вредителей -это даже им большая честь. Лучше бы им сгнить в неведомстве. P.S. Критика мной И.В.Сталина допускается относительно научного подхода к построению социализма, чего нельзя допускать в отношении его практического вклада в дело создания могучего СССР.

Что это за рай такой - куда людей цепями приковывать надо?

На абзацы бы разбили текст, а то не прочитаешь.